Страница: 1  [ 2 ]  

«степеней известных». Вся лакей­ская «философия жизни» этого чинуши и под­халима, не смеющего «свое суждение иметь», раскрывается в его знаменитом признании: Мне завещал отец:

Во-первых угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Галерея типических образов стародворян­ской, барской Москвы, созданная Грибоедо­вым, включает, в себя и тех, кто в комедии непо­средственно не действует, но только упомина­ется в беглых характеристиках, которые дают им действующие лица. В их числе такие яркие, рельефные, законченные образы, как «черно-мазенький» завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал, и мракобесный член «Ученого комитета», и покойник камергер Кузьма Петрович, и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный «французик из Бордо», и клубные друзья Репетилова, и много дру­гих — вплоть до княгини Марьи Алексввны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире, именем которой знамена­тельно заканчивается комедия. Все эти лица не появляются на сцене, но тем не менее, имеют весьма важное значение для раскрытия содержания «Горя от ума», и это составляет одну из новаторских черт комедии.

Социальная критика Грибоедова, разверну­тая в «Горе от ума», по самой широте своей и конкретности была явлением исключитель­ным в литературе начала XIX столетия. Если сатирико-моралистические комедиографы, писавшие в традициях классицизма, следова­ли условным и абстрактным критериям, узако­ненным его эстетикой, и осмеивали, как пра­вило, какой-либо один, отдельно взятый соци­альный «порок» или отвлеченную моральную категорию (к примеру, только лихоимство, только невежество, только скупость, только ханжество т. п.), то Грибоедов в своей комедии затронул и разоблачил в духе социально-поли­тических идей декабризма широкий круг со­вершенно конкретных явлений общественного быта крепостнической России.

Злободневный смысл грибоедовской кри­тики сейчас, конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он ощущался современни­ками Грибоедова. Но в свое время комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно злободневно. И вопросы дворянского воспи­тания в «пансионах, школах, лицеях», и деба­ты о парламентском строе и реформе судо­производства, и отдельные эпизоды русской общественной жизни в период после наполе­оновских войн, нашедшие отражение в моно­логах Чацкого и в репликах гостей Фамусо­ва, — все это имело самое насущное значе­ние, в частности в декабристской среде, именно в те годы, когда Грибоедов писал свою комедию. Богатство и конкретность со­циального содержания, вложенного в «Горе от ума», придает комедии значение широкой и целостной картины русской общественной жизни конца 1810 — начала 1820-х годов, изображенной во всей ее исторической точ­ности и достоверности.

В свое время (в 1865 году) на это значение комедии обратил внимание Д. И. Писарев, утверждавший, что «Грибоедов в своем ана­лизе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого исследователя». И в этой связи кри­тик совершенно справедливо заметил, что для того, чтобы писатель, поэт мог нарисо­вать такую достоверную и точную историчес­кую картину, ему «надо быть не только внима­тельным наблюдателем, но еще, кроме того, замечательным мыслителем; надо из окружа­ющей... пестроты лиц, мыслей, слов, радос­тей, огорчений, глупостей и подлостей вы­брать именно то, что сосредоточивает в себе весь смысл данной эпохи, что накладывает свою печать на всю массу второстепенных яв­лений, что втискивает в свои рамки и видоиз­меняет своим влиянием все остальные отрас­ли частной и общественной жизни. Такую гро­мадную задачу действительно выполнил для России двадцатых годов Грибоедов».


Страница: 1  [ 2 ]  

Похожие сочинения

  1. Речевые характеристики героев комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    Современники Грибоедова восхищались языком комедии «Горе от ума». Еще Пушкин писал, что половина стихов пьесы войдет в пословицу. Затем Н. К. Пиксанов отмечал своеобразный речевой колорит комедии Грибоедова, «живость языка разговорного», характеристическую...смотреть целиком
  2. В чем смысл «открытого» финала комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (вариант 1)
    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась автором в течение 8 лет (1816—1824 гг.). Это был период, когда русская литература бурно и активно развивалась. Меньше чем за полвека она прошла путь от классицизма к сентиментализму, романтизму, реализму....смотреть целиком
  3. Художественные особенности пьесы А С Грибоедова «Горе от ума»
    А.С. Грибоедов, поистине выдающийся драматург, до сих пор удивляет читателей мастерством создания одного из самых трудных жанров в литературе. Его драматургическое мастерство я постараюсь показать в своей работе, остановившись на главных художественных...смотреть целиком
  4. «Горе от ума» как политическая комедия
    Комедия “Горе от ума” — одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно. Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию....смотреть целиком
  5. ЧАЦКИЙ ПРОТИВ ФАМУСОВСКОГО ОБЩЕСТВА (ПО КОМЕДИИ А.С.ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА").
    Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями:...смотреть целиком
  6. Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" как социально-политическая драма
    Именем А. С. Грибоедова открывается одна из блистательных страниц в истории русской литературы. По словам В. Г. Белинского, Александр Сергеевич принадлежит к числу “самых сильных проявлений русского духа”. Его комедия “Горе от ума” сыграла выдающуюся...смотреть целиком
  7. Сочный яркий образный язык комедии
    Ах! Злые языки страшнее пистолета А. С. Грибоедов Комедия Александра Сергеевиҹа Грибоедова Горе от ума написана 180 лет назад, но по-прежнему свежа, образна, ярка благодаря авторскому языку. Нет, пожалуй, в русской и мировой литературе другого...смотреть целиком