Страница: [ 1 ]  2  

В мировой литературе не много можно найти произведений, которые, подобно комедии А. С. Грибоедова, в короткий срок снискали бы столь громкую всенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали соци­ально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведе­ние зарождавшейся в России новой литерату­ры, которая ставила своей главной задачей раз­работку «собственных богатств» (то есть мате­риала национальной истории и современной русской жизни) и собственными, оригинальны­ми, не заемными средствами. Сюжетную осно­ву «Горя от ума» составил драматический кон­фликт: столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображен­ный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодер­жавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повсед­невно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени — борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений.

После Отечественной войны, в годы форми­рования и подъема общественно-политичес­кого и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов, борьба ново­го — нарождающегося и развивающегося — со старым — отжившим и тормозящим движение вперед — острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями «свободной жизни» и воинствующими охранителями ветхозавет­ных, реакционных порядков, какое изображено в «Горе от ума». Сам Грибоедов в широко изве­стном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года) с предель­ной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу комедии: «...в моей комедии 25 глуп­цов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

И далее Грибоедов показывает, как плано­мерно и неудержимо, все более и более обо­стряясь, нарастает «противуречие» Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит ха­рактер политического доноса, — Чацкого объ­являют во всеуслышанье смутьяном, карбона­рием, человеком, покушающимся на «закон­ный» государственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти рас­пространяет гнусную сплетню о безумии Чац­кого. Сначала он весел, и это порок: «Шутить и век шутить, как вас на это станет!» Слегка пе­ребирает странности прежних знакомых, но что же делать, коли нет в них благородной черты! Его насмешки до поры не язвительны,

но все-таки: «Унизить рад, кольнуть, завистлив! Горд и пол!» Не терпит подлости: «Ах! Бо­же мой, он карбонарий». Кто-то со злости вы­думал, что он сумасшедший. Голос общего не­доброхотства и до него доходит, притом и не­любовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совер­шенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Грибоедов рассказал в своей комедии о том, что произошло в одном мос­ковском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В нем дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул сте­ны фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи — со всеми противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматиче­ской картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившего­ся в жизни, — тему рубежа двух эпох — «века нынешнего» и «века минувшего».

Отсюда — необыкновенное богатство идей­ного содержания комедии. В той или иной форме и в той или иной мере Грибоедов кос­нулся в «Горе от ума» множества серьезней­ших вопросов общественного быта, морали и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом кре­постничества, о дальнейших судьбах России, русской государственности и русской культу­ры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании чело­века, о его патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и граждан­ской чести, о силе человеческого разума и познания о задачах, путях и средствах про­свещения и воспитания. На все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти, такого неукротимо­го негодования, что комедия не могла не про­извести самого глубокого и разительного впечатления как в передовых кругах русского общества, так и в лагере реакционеров.

Комедия с могучей сатирической силой ра­зоблачала нравы крепостников. Грибоедов по­ставил перед собой задачу сорвать с них маску внешнего благолепия и благоприличия и пред­ставить их на суд людской разоблаченными от всех и всяческих украшающих покровов. И пи­сатель с блеском выполнил эту задачу. Он за­печатлел в «Горе от ума» целую галерею чело­веческих портретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашен­ный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорысти­ем, чванством и лакейством, мракобесием и нравственным растлением.

Здесь, в этом обществе, процветают «знат­ные негодяи» и мелкотравчатые подлецы, отъявленные мошенники и «зловещие стару­хи», ханжи и доносчики, объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни», к культуре, к просвеще­нию, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняли крепостных рабов на борзых собак, явным грабительством добы­вали богатства и почести, «разливались в пиpax и в мотовстве», а ученье считали «чумой», зловредным и огнеопасным изобретением «окаянных вольтерьянцев». Люди этого жес­токого мира жили по заветам и преданьям «минувшего века» — «века покорности и стра­ха». «Мораль» их была основана на пресмыка­тельстве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека был для них удачливый вельможа блаженных фео­дальных времен — такой, как дядя Фамусова Максим Петрович, достигший «степеней из­вестных» благодаря своему бесстыдному ра­болепству и шутовству при дворе.

Типичнейший представитель этого мира — сам Фамусов, воинствующий мракобес, хан­жа и деспот, грозящий своим рабам сибир­ской каторгой. Под стать Фамусову все его родственники, приятели и гости.

В образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого, самовлюб­ленного и невежественного «героя» плац-парадных учений, шагистики и палочной мушт­ры, заклятого врага свободной мысли. Этот «хрипун, удавленник, фагот, созвездие мане­вров и мазурки», гоняющийся за чинами, ор­денами и богатой невестой, воплощает в се­бе дух реакционного «пруссачества», которое искусственно насаждалось царизмом в рус­ской армии и вызывало ненависть всего пе­редового офицерства, хранившего суворов­ские и кутузовские традиции (в черновой ре­дакции «Горя от ума» Скалозуб сам говорит о себе: «Я — школы Фридриха...»).

Резкими, типическими чертами наделены и все остальные персонажи барской Москвы, выведенные в «Горе от ума»: властная бары­ня-крепостница старуха Хлестова, графини Хрюмины, княжеское семейство Тугоуховских, Загорецкий — светский шулер, мошен­ник и доносчик, по всем данным — тайный агент политической полиции, Репетилов — «душа» дворянского общества, шут, сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-то псевдолиберальных болтунов, Платон Михайлович Горич — в про­шлом приятель Чацкого, человек опустив­шийся, инертный, внутренне примирившийся с фамусовским миром.

Как свой принят в этом мире «безродный» секретарь Фамусова — Молчалин. В его лице - Грибоедов создал исключительно вырази­тельный обобщенный образ подлеца и цини­ка, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до«степеней известных».


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Речевые характеристики героев комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    Современники Грибоедова восхищались языком комедии «Горе от ума». Еще Пушкин писал, что половина стихов пьесы войдет в пословицу. Затем Н. К. Пиксанов отмечал своеобразный речевой колорит комедии Грибоедова, «живость языка разговорного», характеристическую...смотреть целиком
  2. В чем смысл «открытого» финала комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (вариант 1)
    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась автором в течение 8 лет (1816—1824 гг.). Это был период, когда русская литература бурно и активно развивалась. Меньше чем за полвека она прошла путь от классицизма к сентиментализму, романтизму, реализму....смотреть целиком
  3. Художественные особенности пьесы А С Грибоедова «Горе от ума»
    А.С. Грибоедов, поистине выдающийся драматург, до сих пор удивляет читателей мастерством создания одного из самых трудных жанров в литературе. Его драматургическое мастерство я постараюсь показать в своей работе, остановившись на главных художественных...смотреть целиком
  4. «Горе от ума» как политическая комедия
    Комедия “Горе от ума” — одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно. Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию....смотреть целиком
  5. ЧАЦКИЙ ПРОТИВ ФАМУСОВСКОГО ОБЩЕСТВА (ПО КОМЕДИИ А.С.ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА").
    Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями:...смотреть целиком
  6. Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" как социально-политическая драма
    Именем А. С. Грибоедова открывается одна из блистательных страниц в истории русской литературы. По словам В. Г. Белинского, Александр Сергеевич принадлежит к числу “самых сильных проявлений русского духа”. Его комедия “Горе от ума” сыграла выдающуюся...смотреть целиком
  7. Сочный яркий образный язык комедии
    Ах! Злые языки страшнее пистолета А. С. Грибоедов Комедия Александра Сергеевиҹа Грибоедова Горе от ума написана 180 лет назад, но по-прежнему свежа, образна, ярка благодаря авторскому языку. Нет, пожалуй, в русской и мировой литературе другого...смотреть целиком