Замысел «Горя от ума», по-видимому, возникает у Грибоедова в 1816 г. Непосредственно к работе над комедией драматург приступил позднее. Два акта написаны им во время пребывания на Кавказе в 1821 -1822 гг. В Петербурге осенью 1824 г. работа была закончена, но и в 1825 г., вплоть до своего возвращения из отпуска, писатель вносил в текст комедии отдельные поправки.

«Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественно совершенной форме откликнуться на актуальные явления современности. Вместе с тем проблемы, поставленные в «Горе от ума», продолжали волновать русскую общественную мысль и русскую литературу много лет спустя после появления пьесы. На первом плане в «Горе от ума» - барская Москва. Но в разговорах, репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи, и «необозримые равнины», «все та же глушь и степь» широких просторов России, которые представляются воображению Чацкого. В комедии выступают люди самого различного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой, представителей московского барства, до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучит голос всей передовой России.

Содержание «Горя от ума» раскрывает прежде всего столкновение двух больших эпох русской жизни - «века нынешнего» и «века минувшего». В сознании передовых людей того времени историческим рубежом между ними была Отечественная война 1812 г.- пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. Отзвуки этих событий наполняют и «Горе от ума». В комедии показано, что столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» было выражением борьбы двух политических лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны,- лагеря феодальной реакции, защитников крепостного строя в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен Грибоедовым в Чацком.

Столкновение прогрессивных сил с феодально-крепостнической реакцией являлось фактом не только русской, но и западноевропейской действительности того времени. Фамусовским обществом Чацкий воспринимался в свете всего европейского освободительного движения. Для графини-бабушки он - окаянный вольтерьянец, для княгини Тугоуховской - якобинец. Фамусов с ужасом называет его карбонарием.


«Век минувший» является идеалом барского, фамусовского общества. «И награжденья брать и весело пожить» - в этих словах Молчалина, как и в фамусовском восхищении екатерининским вельможей и богачом Максимом Петровичем, выражен весь идеал фамусовского общества, его грубо эгоистическая философия жизни. В противовес ей Грибоедов в стихотворении «Прости, Отечество», восклицает: «Не наслажденье жизни цель…».

Фамусовское общество имеет свою идеологию, устоявшийся быт, свои, конечно, крепостнические, и все же проникнутые искренним убеждением в превосходстве взгляды. Уверенность, что иного образа жизни, иных жизненных стремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влияния, быть не может у всякого здравомыслящего человека. Оно искренно не понимает, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек отправляется в деревню читать книги или увлекается химией. «Завиральные идеи» Чацкого облегчают распространение сплетни о его сумасшествии. Историческое содержание комедии существенно дополняется образом Молчалина. Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от фамусовского общества. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и Лакейства. Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Он искренне уверен, что в маленьких, чинах «не должно сметь - Свое суждение иметь»

Молчалин вырос в символ рабского молчания, к которому стремились приучить Россию сначала Аракчеев («Ведь нынче любят бессловесных»,- говорит Чацкий), а затем Николай I, неукоснительно проводивший в своей политике принцип «повиноваться, а не рассуждать и мнения свои держать при себе». Именно в его время скалозубовщина и молчалинство расцвели пышным цветом.

Характерен для барской Москвы того времени и никчемный Репетилов. Образ Репетилова в сопоставлении с образом Чацкого свидетельствует о глубоком понимании писателем того различия, которое существовало между действительно передовыми, свободомыслящими людьми русского общества его времени и той накипью московского клубного либерализма и политического приспособленчества, ярким воплощением которой являются Репетилов и другие участники «секретнейшего союза». Новые исторические веяния почувствовал Грибоедов в личности русской девушки. Его Софья также переживает свое «горе от ума». В ее поведении и настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями. Она всегда искренна. «Что мне молва? Кто хочет, так и судит»,- говорит она. Софья не чужда духовных интересов, не увлекается светской суетой как княжны Тугоуховские. Чтение ею книг Фамусов называет «прихотью». Действительно, тогда это было новостью для дворянской девушки. Софья в ужасе от того, что отец прочит ей в женихи Скалозуба, который «слова умного не выговорил сроду». Однако ей чужда и неприятна беспощадно логичная, острая мысль Чацкого. Софья слишком полна «чувствительности». Она воспитывалась в век Карамзина и Жуковского. Ее идеал - робкий, мечтательный юноша, образ которого рисовала сентиментально-романтическая литература конца XVIII - начала XIX в. Отсюда идеализация ею Молчалина.

Образом Софьи Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощена фамусовщиной, губящей все живое. Образ барской Москвы дан в комедии во всей своей конкретно-исторической полноте и рельефности.

Похожие сочинения

  1. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества
    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...смотреть целиком
  2. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1 ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (По произведениям А.С. Грибоедова "Горе от ума" и А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
    Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" и роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" - грандиозные по замыслу и содержанию произведения. Особое внимание в этих произведениях уделяется женским образам. Женщину, несомненно, ценили во все...смотреть целиком
  3. Время : его герой и антигерой. "Горе от ума" как политическая комедия.
    Император панически боялся проникновения в Россию революционных идей - "французской заразы". Он мог давать обещания на Европейском сейме, но на родине до реальных шагов дело не доходило. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные...смотреть целиком
  4. Художественные особенности комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова
    О своеобразии комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” писали многие критики. Например, В. Г. Белинский сказал так: “Горе от ума” — это благороднейшее создание гениального человека”. Наиболее же полный и исчерпывающий отзыв о комедии — это критический...смотреть целиком
  5. Главная идея комедии А С Грибоедова «Горе от ума»
    Служить бы рад, прислуживаться тошно. А. Грибоедов Александр Сергеевич Грибоедов был одним из талантливейших и умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование. Знал несколько восточных языков. По свидетельствам современников,...смотреть целиком
  6. Чем опасны Молчалины.
    "Горе от ума" - одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии, продолжали волновать русскую литературу много лет спустя после появления пьесы. В комедии показано столкновение "века нынешнего"...смотреть целиком
  7. Фамусовское общество
    Комедия "Гоу" была написана Г-довым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20ых годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по...смотреть целиком