Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством и темнотой. Страстные монологи героя бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума» защищают новое, передовое, против чего ополчаются осмеянные в комедии Фамусовы и Скалозубы:

..Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным,

Они тотчас: — разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!

Мне кажется, что основной конфликт комедии — столкновение «века нынешнего», то есть передового дворянства, представителем которого является Чацкий, с «веком минувшим» — массой крепостников и бюрократов. И Чацкий, прежде всего, наивен в том, что считает «век минувший» отошедшим, верит, что «век нынешний» уже сделал свои завоевания и что это необратимо:

Хоть есть охотники поподличать везде,

Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.Прежде всего, почему Чацкий покинул Москву? Мне кажется, что на это повлияла тяга к интересной, полезной жизни; Чацкий уезжает «ума искать», искать положительных основ жизни. Но тоска по Родине и любовь к Софье возвращают его в Москву. Но, к сожалению, впечатления от старой столицы были безрадостными. Чацкий — истинный патриот, и ему было нестерпимо больно от такого рабского пустого подражанья другим странам, которое царило в Москве.


Душа здесь у меня каким-то горем сжата.

И в многолюдстве я потерян, сам не свой.

Нет, недоволен я Москвой!

А так как Чацкий прямой, открытый человек и всегда говорит, что думает, то эти его впечатления не понравились очень многим, и, таким образом, он постепенно приобретал дурную славу среди так называемого фамусовского общества. Чацкий предстает в комедии пылким борцом-правдолюбцем с миром «бессловесных». Герой пьесы пережил «мильон терзаний», он бежит прочь из Москвы в поисках места, где «оскорбленному есть чувству уголок». И все же произведение Грибоедова — комедия, выносящая окончательный приговор фамусовщине. Над драматической ролью Чацкого в пьесе господствует оптимистический победоносный тон, который, по любимой пословице Грибоедова, и делает музыку…

Чацкий очень гордый, честный человек, и в общении с отцом Софьи даже для собственного счастья не может не отстаивать свои позиции, не отвергать той морали, которую ему навязывают.

Чацкий — это человек в прямом смысле этого слова, человек, обладающий всеми благородными качествами. А каждый член фамусовского общества — по-своему ничтожество. И они не терпят в своей среде «высокого», так как это озлобляет, смущает, дразнит людей «низких». Они объявляют благородное безумным, чтобы хоть как-то не струсить в собственных глазах. Ведь Чацкий им вовсе не смешон — они боятся его, боятся, что он может навредить, лишить их такой раздольной, пустой жизни. Им доставляет удовольствие насмехаться над Чацким. Смесь страха и желание потешиться, утвердить свое превосходство руководит фамусовским обществом.

А Чацкий… Он на все имеет собственное мнение, независимое от мнения других, в отличие от Фамусова, который любому верит на слово, даже не разобравшись. Чацкий прежде всего ценит в человеке честность, ум и бескомпромиссность, а эти «недалекие» люди принимают человека по «золотому мешку». И поэтому Чацкий чувствует себя одиноким в этом прогнившем мире безнравственных людей. И он, отвергнутый Софьей, понял, что тут счастья ему не найти.

Чацкий отличается искренностью и простотой в своем чувстве и тяжело переживает разочарование в любимой, ему вообще непросто живется среди людей. Ум и жар души редко приносят самому человеку счастье, покой, ибо невольно заставляют «жить не по лжи». А это серьезное испытание!