Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством и темнотой. Страстные монологи героя бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума» защищают новое, передовое, против чего ополчаются осмеянные в комедии Фамусовы и Скалозубы:

..Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным,

Они тотчас: — разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!

Мне кажется, что основной конфликт комедии — столкновение «века нынешнего», то есть передового дворянства, представителем которого является Чацкий, с «веком минувшим» — массой крепостников и бюрократов. И Чацкий, прежде всего, наивен в том, что считает «век минувший» отошедшим, верит, что «век нынешний» уже сделал свои завоевания и что это необратимо:

Хоть есть охотники поподличать везде,

Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.Прежде всего, почему Чацкий покинул Москву? Мне кажется, что на это повлияла тяга к интересной, полезной жизни; Чацкий уезжает «ума искать», искать положительных основ жизни. Но тоска по Родине и любовь к Софье возвращают его в Москву. Но, к сожалению, впечатления от старой столицы были безрадостными. Чацкий — истинный патриот, и ему было нестерпимо больно от такого рабского пустого подражанья другим странам, которое царило в Москве.


Душа здесь у меня каким-то горем сжата.

И в многолюдстве я потерян, сам не свой.

Нет, недоволен я Москвой!

А так как Чацкий прямой, открытый человек и всегда говорит, что думает, то эти его впечатления не понравились очень многим, и, таким образом, он постепенно приобретал дурную славу среди так называемого фамусовского общества. Чацкий предстает в комедии пылким борцом-правдолюбцем с миром «бессловесных». Герой пьесы пережил «мильон терзаний», он бежит прочь из Москвы в поисках места, где «оскорбленному есть чувству уголок». И все же произведение Грибоедова — комедия, выносящая окончательный приговор фамусовщине. Над драматической ролью Чацкого в пьесе господствует оптимистический победоносный тон, который, по любимой пословице Грибоедова, и делает музыку…

Чацкий очень гордый, честный человек, и в общении с отцом Софьи даже для собственного счастья не может не отстаивать свои позиции, не отвергать той морали, которую ему навязывают.

Чацкий — это человек в прямом смысле этого слова, человек, обладающий всеми благородными качествами. А каждый член фамусовского общества — по-своему ничтожество. И они не терпят в своей среде «высокого», так как это озлобляет, смущает, дразнит людей «низких». Они объявляют благородное безумным, чтобы хоть как-то не струсить в собственных глазах. Ведь Чацкий им вовсе не смешон — они боятся его, боятся, что он может навредить, лишить их такой раздольной, пустой жизни. Им доставляет удовольствие насмехаться над Чацким. Смесь страха и желание потешиться, утвердить свое превосходство руководит фамусовским обществом.

А Чацкий… Он на все имеет собственное мнение, независимое от мнения других, в отличие от Фамусова, который любому верит на слово, даже не разобравшись. Чацкий прежде всего ценит в человеке честность, ум и бескомпромиссность, а эти «недалекие» люди принимают человека по «золотому мешку». И поэтому Чацкий чувствует себя одиноким в этом прогнившем мире безнравственных людей. И он, отвергнутый Софьей, понял, что тут счастья ему не найти.

Чацкий отличается искренностью и простотой в своем чувстве и тяжело переживает разочарование в любимой, ему вообще непросто живется среди людей. Ум и жар души редко приносят самому человеку счастье, покой, ибо невольно заставляют «жить не по лжи». А это серьезное испытание!

Похожие сочинения

  1. ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”.
    Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений...смотреть целиком
  2. ОБРАЗ СОФЬИ В ПЬЕСЕ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”
    Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” знаменует собой победу в творчестве писателя реализма, точнее говоря, критического реализма. В пьесе ставятся самые жгучие вопросы тогдашней поры: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения...смотреть целиком
  3. Можно ли считать Чацкого лишним человеком?
    В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнеко человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью...смотреть целиком
  4. Идейно-композиционная роль образа Софьи в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
    Основной конфликт комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" - конфликт нового и старого, прогрессивного и реакционного, просвещения и крепостничества. Художественными средствами Грибоедов выразил протест передовой части русского дворянства против косности...смотреть целиком
  5. Своеобразие конфликта комедии "Горе от ума"
    Комедия Грибоедова «Горе от ума», беспорно, лучшее произведение великого драматурга. Она была написана накануне декабрьского восстания. Комедия явилась острой и гневной сатирой на быт и нравы дворянской Российской Федерации, косвено показала борьбу между...смотреть целиком
  6. Грибоедов и его комедия «Горе от ума»
    Успех комедии “Горе от ума”, появившейся накануне восстания декабристов, был чрезвычайно велик. “Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет” —-так охарактеризовал сам Грибоедов создавшуюся атмосферу. По словам Пушкина, комедия произвела неописанное...смотреть целиком
  7. «Мораль» фамусовых была основана на пресмыкательстве
    Успех «Горя от ума», появившегося накануне восстания декабристов, был чрезвычайно большим. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет», — так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию...смотреть целиком