В заключительной сцене комедии Чацкий, обращаясь к Софье, говорит:
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?
Что самом деле, что помешало Софье сказать Чацкому «нет»? Что помешало быть прямой и откровенной с человеком, с которым она воспитывалась и росла? Что двигало ею: коварство? малодушие? расчет? Но тогда чем объяснить ее неподдельно глубокий интерес к Чацкому?
А может быть, ослепленный любовью, Чацкий не заметил в репликах и поведении Софьи ее настоящего отношения к нему? Тогда его упрек лишен основания…
Попробуйте ответить на эти вопросы, обосновывая свою точку зрения ссылками на текст комедии.

Для тех же, кому задание покажется трудным, предлагаем несколько вариантов ответов (в форме тезисов без доказательств). К какому из них вы присоединяетесь? Чем докажете?
1. Софья уже не любит Чацкого, но жалеет его, не хочет причинять боль своему бывшему другу.
2. Обиженная Софья не может простить ему внезапного отъезда на года.
3. Софья стыдится своей любви к Молчалину, потому что в глубине души понимает ничтожество этого человека.
4. Чацкий не прав, обвиняя Софью в неискренности. Она несколько раз и достаточно ясно намекает ему на свою отчужденность.
5. Живя в мире лжи и обмана, Софья до некоторой степени утрачивает способность к прямодушию и благородству, зло и жестоко смеется над Чацким. Но, осуждая в Чацком насмешливую резкость ума.она, вопреки желанию, находится под обаянием его сверкающего остроумия.
6. Если бы Софья в первом действии сказала Чацкому прямо: «нет», то он бы сразу покинул ее, и пьеса не состоялась бы.
7. Софья — обманщица, кокетка, которая испытывает радость от того, что кто-то по ней терзается.
8. Софья понимает, что Молчалин ей «не пара»; Скалозуб пугает ее своей беспросветной тупостью. Поэтому-то Софья не отказывает Чацкому, видя в нем возможного претендента на ее руку-

Чадский чувствовал свою силу и говорил уверенно. Но борьба истомила его. Он наносит удар,— но не хватило у него мощи против соединенного врага.. Пушкин, отказывая Чацкому в уме, вероятно, всего более имел в виду последнюю сцену 4-го акта, в сенях, при разъезде. Конечно, ни Онегин, ни Печорин, эти франты, не сделали бы того, что проделал в сенях Чацкий. Те были слишком дрессированы «в науке страсти нежной», а Чацкий отличается и, между прочим, искренностью и простотой, и не умеет и не хочет рисоваться. Он не франт, не лев. Здесь изменяют ему не только ум, но и здравый смысл, даже простое приличие. Таких пустяков наделал он! Если б у него явилась одна здравая минута, если б не жег его «мильон терзаний», он бы, конечно, сам сделал себе вопрос: «Зачем и за что наделал я всю эту кутерьму?» И, конечно, не нашел бы ответа… Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную»…

Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже начатым веком… Он требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться и клеймит позором низкопоклонство и шутовство. Он требует «службы делу, а не лицам», не смешивает веселье или дурачества с делом, как Молчалин,— он тяготится среди пустой праздной толпы «мучителей, предателей, зловещих старух, вздорных стариков», отказываясь преклоняться перед их авторитетом дряхлости, чинолюбив и прочего. Его возмущают безобразные проявления крепостного права, безумная роскошь и отвратительные нравы «разливания в пирах и мотовстве» — явления умственной и нравственной слепоты и растления.

Его идеал «свободной жизни» определителей: это — свобода от всех этих исчисленных цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода — «вперить в науки ум, алчущий познаний», или беспрепятственно предаваться «искусствам творческим, высоким и прекрасным»,— свобода «служить или не служить», «жить в деревне или путешествовать», не слывя за то ни разбойником, ни зажигателем, и — ряд дальнейших очередных подобных шагов к свободе — от несвободы».

Похожие сочинения

  1. ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”.
    Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений...смотреть целиком
  2. Речевые характеристики героев комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    Современники Грибоедова восхищались языком комедии «Горе от ума». Еще Пушкин писал, что половина стихов пьесы войдет в пословицу. Затем Н. К. Пиксанов отмечал своеобразный речевой колорит комедии Грибоедова, «живость языка разговорного», характеристическую...смотреть целиком
  3. ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
    Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от > дает правдивую галерею узнаваемых характеров. Проходят сто. летия, но она по-прежнему интересна читателям, так как созда. на гением, прекрасно умеющим отобразить «вечные» человечес-кие пороки и добродетели....смотреть целиком
  4. Софья Фамусова, Татьяна Ларина и другие женские образы
    Женские образы в литературе XIX века Женские образы в литературе XIX в. Литература – это источник, откуда мы, читатели, черпаем информацию о той или иной эпохе. Произведения XVIII в. - начала XIX в. дают нам возможность ярко, красочно воспроизвести картину...смотреть целиком
  5. Умён ли Чацкий, противопоставляя себя фамусовскому обществу
    В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай ? А. С. Пушкин Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума». Это название может быть понято и всерьёз, и...смотреть целиком
  6. Молчалин и Софья. Значение образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Вы помиритесь с ним, по размышленъи зрелом. А. С. Грибоедов Александр Сергеевич Грибоедов — талантливый автор комедии «Горе от ума». Вот уже 180 лет она не перестает удивлять и восхищать все новые и новые поколения читателей правдивостью образов, созданных...смотреть целиком
  7. Кто разгадает Вас… Образ Софьи Павловны Фамусовой
    Образ Софьи Павловны Фамусовой сложен. От природы она наделена хорошими качествами. Это девушка умная, гордая, с сильным независимым характером, с горячим сердцем, мечтательная. Эти черты отчётливо проявляются и в её поведении, и в её языке. Софья...смотреть целиком