«Горе от ума» – это уникальное творение А.С. Грибоедова, поскольку совмещает в себе черты комедии и драмы. Сам писатель прекрасно сознавал, что создает произведение, непохожее на обычные, традиционные образцы комедийного жанра. Уже после завершения работы над пьесой Грибоедов определил ее жанр как «драматическую картину».

В чем же проявляются черты классицистической комедии в произведении? В «Горе от ума» формально были соблюдены законы трех единств (места, времени, действия), сохранены нравоучительность названия, традиционные комические амплуа: Чацкий – незадачливый любовник; Молчалин – удачливый любовник и хитрец; Софья – избалованная сентиментальная девица; Фамусов – отец, которого все обманывают, в то время как он озабочен выгодным браком дочери; Лиза – проницательная, ловкая служанка. Все это позволяет с полным правом отнести произведение Грибоедова к комедии.

Но нельзя забывать о том, что тон в «Горе от ума» задает вовсе не комедийное начало. В основе произведения лежит социально-политический конфликт: столкновение мракобесов с выразителем передовых идей. И решается этот конфликт, естественно, не в комедийном плане.

«Горе от ума» – это гармонический сплав сцен комедийных и драматических. А.В. Луначарский справедливо замечал: «Комедия “Горе от ума» – драма о крушении ума человека в России, о ненужности ума в России, о скорби, которую испытывал представитель ума в России».

Драма главного героя Чацкого заключается в том, что он терпит горе от своего ума, от пробудившегося разума, глубокого в своем критическом отношении к миру фамусовых и скалозубов. Но ум Чацкого слаб в понимании объективных законов развития общества. Поэтому герой бессилен в определении правильных путей и действенных методов борьбы за преобразование действительности.

Чацкий верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных, гуманных идей. Еще более тяжелой драмой для Чацкого было крушение его личных надежд, сознание того, что он оказался отвергнутым в своих лучших стремлениях, любви к Софье.

Показывая неудачу своего героя, Грибоедов своим произведением укреплял мысль о необходимости перехода к более действенным средствам борьбы с крепостнической реакцией.

Сочетание комедийного и драматического в «Горе от ума» прихотливо и, в то же время, органично, естественно. Своеобразие пьесы Грибоедова в том и состоит, что в ней не выделяется особо, нарочито какая-то одна, ведущая тенденция жизни – драматическая или комедийная. Они рассматриваются вместе, в тесном соединении друг с другом.

Похожие сочинения

  1. Чем привлекает меня образ Чацкого (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    В произведениях русской литературы XIX века я особенно люблю и ценю три образа. Это Дмитрий Рудин, Владимир Ленский и Александр Чацкий. Три очень разных человека. И в то же время между ними есть много общего. Всех их роднит глубокий, незаурядный ум,...смотреть целиком
  2. Молчалин и Чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    «Молчалины блаженствуют на свете», – с горечью скажет Чацкий, которого «все гонят, все клянут». Комедия Грибоедова построена так, что Чацкого и Молчалина хочется сравнивать. Александр Андреевич Чацкий еще не появился в комедии, а о нем уже говорят:...смотреть целиком
  3. Чацкий и фамусовское общество. (6)
    “Горе от ума” — реалистическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни. В комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе,...смотреть целиком
  4. Своеобразие конфликта комедии "Горе от ума"
    Комедия Грибоедова «Горе от ума», беспорно, лучшее произведение великого драматурга. Она была написана накануне декабрьского восстания. Комедия явилась острой и гневной сатирой на быт и нравы дворянской Российской Федерации, косвено показала борьбу между...смотреть целиком
  5. Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
    “Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а, была бы, пожалуй, картина нравов”. И.А. Гончаров Именем Грибоедова открывается одна из блистательных страниц в истории русской литературы. По выражению В.Г. Белинского,...смотреть целиком
  6. Мнимое и подлинное безумие Чацкого.
    Комедия "Горе от ума" была написана в 1823 году А.С.Грибоедовым и имела уже тогда огромный успех в читательских кругах не только Москвы, но и всей России. При жизни автора "Горе от ума" не была опубликовано, зато многократно переписывалась...смотреть целиком
  7. Жанровое своеобразие пьесы Александра Грибоедова «Горе от ума»  Новое!
    Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но...смотреть целиком