Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана после
Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В
комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о
государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о
рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему
национальному, народному. Идейный смысл комедии заключается в противопоставлении двух
общественных сил, жизненных укладов, мировоззрений: старого,
крепостнического, и нового, прогрессивного, в разоблачении всего отсталого
и провозглашении передовых идей того времени. Конфликт комедии — конфликт
между Чацким и фамусовским обществом, между «веком нынешним и веком
минувшим».

Что же собой представляют враждующие стороны? Общество в комедии
получило название фамусовского по фамилии Павла Афанасьевича Фамусова. Он
типичный представитель своего общества, обладает всеми достоинствами,
ценящимися в нем: богатством, связями; он является примером для подражания.

Фамусов — чиновник, но к своей службе относится лишь как к источнику
дохода. Его не интересуют смысл и результаты труда — только чины. Идеалом
этого человека является Максим Петрович, который «пред всеми знал почет»,
«на золоте едал», «езжал-то вечно цугом». Фамусов, как и все общество,
восхищается его умением «сгибаться в перегиб», «когда же надо
подслужиться», так как именно эта способность помогает в Москве «дойти до
степеней известных». Фамусов и его общество (Хлестовы, Тугоуховские,
Молчалины, Скалозубы) представляют собой «век минувший».

Чацкий, напротив, это что-то новое, свежее, врывающееся в жизнь,
несущее перемены. Он представитель «века нынешнего». Это выразитель
передовых идей своего времени. В его монологах прослеживается политическая
программа: он разоблачает крепостничество и его порождения:
бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он
дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу, клеймит «прошедшего
житья подлейшие черты». Монолог Чацкого «А судьи кто?..» рожден его
протестом против «Отечества отцов», так как не видит в них образца,
которому следует подражать. Он осуждает их за консерватизм:

Сужденья черпают
из забытых газет
Времен Очаковских
и покоренья Крыма...

за страсть к богатству и роскоши, добываемым «грабительством», ограждая
себя от ответственности круговой порукой и подкупом:

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве?
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты!
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?

Крепостников-помещиков он называет «знатными негодяями» за
бесчеловечное отношение к крепостным. Один из них, «тот Нестор негодяев
знатных» променял своих верных слуг, которые «и жизнь и честь его не раз
спасали», на три борзые собаки; другой негодяй «на крепостной балет согнал
на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», которые затем были
все «распроданы поодиночке». В фамусовском обществе внешняя форма как
показатель карьерных успехов важнее просвещения, бескорыстного служения
делу, наукам и искусствам:

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету...

Все блага и привилегии, которыми пользуется фамусовское общество,
достигаются холопством, раболепием перед вышестоящими и хамской спесью
перед нижестоящими. Это наносит огромный нравственный урон обществу, лишая
людей чувства собственного достоинства.

В комедии Фамусов и Чацкий противопоставлены друг другу: с одной
стороны, серые, ограниченные, заурядные, Фамусов и люди его круга, а с
другой — талантливый, образованный, интеллектуальный Чацкий. Воздух,
которым дышит фамусовская Москва, — это воздух лжи, обмана, «покорности и
страха». Общество Фамусова погрязло в невежестве, лени, приверженности
всему иностранному, не хочет и не может развиваться, ведь иначе разрушатся
идеалы «прошедшего житья», и поэтому оно боится всего нового,
прогрессивного, воплощенного в личности Чацкого, несущей свежие идеи.
Дерзкий ум Чацкого сразу настораживает привыкшее к спокойствию московское
общество. «Отцы» и «судьи» не привыкли к возражениям и критике, они не
хотят никаких перемен. Диалоги Фамусова и Чацкого — это борьба, и она
начинается с первых же минут встречи Фамусова и Чацкого. Чацкий резко
осуждает принятую в Москве систему воспитания дворянской молодежи:

Что нынче, так же, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле?
Не то чтобы в науке далеки,
В России под великим штрафом,
Нам каждого признать велят
Историком и географом.

А Фамусов высказывает мысль:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Отношение Фамусова и Чацкого к службе тоже противоположно. Чацкий
основной целью видит служение делу. Он не приемлет «прислуживание старшим»,
угождение начальству:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Для Фамусова же служба — дело легкое:

А у меня что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

Противоречиями во взглядах между «веком нынешним» и «веком минувшим»
пронизана вся комедия. И чем больше общается Чацкий с Фамусовым и его
окружением, тем большая разделяет их пропасть. Чацкий резко отзывается об
этом обществе, которое, в свою очередь, называет его «вольтерьянцем»,
«якобинцем», «карбонарием».

Чацкий вынужден отречься даже от любви к Софье, понимая, что она его
не любит и не видит в нем идеала, оставаясь представительницей «века
минувшего». Каждое новое лицо в комедии пополняет фамусовское общество, а
значит — становится в оппозицию Чацкому. Он пугает их своими рассуждениями
и идеалами. Именно страх заставляет общество признать его сумасшедшим. И
это было лучшим средством борьбы с вольномыслием. Но перед тем как навсегда
уйти, Чацкий в гневе говорит фамусовскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет...


Кто же Чацкий — победитель или побежденный? И. А. Гончаров в статье
«Мильон терзаний» говорит:
«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь
смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи...» Драма
Чацкого в том, что он видит трагизм в судьбе общества, но повлиять ни на
что не может.

. А. С. Грибоедов поднял в своей комедии важные вопросы эпохи: вопрос
о крепостном праве, о борьбе с крепостнической реакцией, о деятельности
тайных политических обществ, о просвещении, о русской национальной
культуре, о роли разума и прогрессивных идей в общественной жизни, о долге .

Похожие сочинения

  1. Чацкий, Онегин, Печорин
    И в мире был он одинок... Д. Байрон Как стремителен бег времени! ...смотреть целиком
  2. Фамусов и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
    В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик. Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных...смотреть целиком
  3. Чацкий и Молчалин.
    Комедия Грибоедова “Горе от ума” — выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека,...смотреть целиком
  4. Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
    “Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а, была бы, пожалуй, картина нравов”. И.А. Гончаров Именем Грибоедова открывается одна из блистательных страниц в истории русской литературы. По выражению В.Г. Белинского,...смотреть целиком
  5. Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев
    А. С. Грибоедов родился в Москве в семье отставного военного. Поступает на философский факультет в Московский университет. Оканчивает его, затем поступает в Коллегию иностранных дел. В 1820 году приступает к осуществлению замысла комедии “Горе от ума”....смотреть целиком
  6. Достойна ли Софья любви Чацкого? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», несомненно, является произведением большого социального звучания. В ней отразилось мятежное время, когда по всей России распространялись вольнолюбивые идеи. В центре пьесы – Александр Андреевич Чацкий, воплотивший...смотреть целиком
  7. Чацкий комический или трагический герой  Новое!
    Грибоедов сказал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». С момента появления главного героя завязался его конфликт с этими 25 глупцами. Все действие комедии расположено между двумя «точками» - приезда и отъезда Чацкого. Но есть...смотреть целиком