Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” - первая русская реалистическая комедия. Важное место в ней занимает изобличение пороков современного писателю общества, главную ценность для которого составляют “душ тысячки две родовых” и чин. Недаром Фамусов пытается выдать Софью за Скалозуба, который “и зблотой мешок, и метит в генералы”. Его мало волнует счастье дочери, вернее сказать, он уверен, что счастье - в деньгах и высоком положении в обществе. Словами Лизы Грибоедов убеждает нас, что не один Фамусов придерживается такого мнения: “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и с чинами”. Отношения в этом обществе складываются на основе того, насколько богат человек. Так Фамусов, который с домашними груб, деспотичен, брюзглив, говоря со Скалозубом, прибавляет почтительное “-с”. Что касается чинов, то “чтобы их добыть, есть многие каналы”. Скалозуб получил орден на шею за то, что “засел в траншею”. Фамусов ставит в пример Чацкому Максима Петровича, который, чтобы достичь высокого положения, “сгибался вперегиб”. В этом обществе такие низкие люди, как Молчалин, “дойдут до степеней известных”, потому что угождают “всем людям без изъятая”.
Один из важнейших пороков фамусовского общества, против которого восстает Чацкий, - крепостное право. Это ужасающая социальная несправедливость, когда “арапка-девка” да собачка значат приблизительно одно и то же, когда людей, которые не раз спасали и честь, и жизнь хозяина, меняют “на борзые три собаки”, когда детей отрывают от родителей для участия в крепостном балете, а потом распродают за долги. Крестьяне абсолютно бесправны по отношению к своим владельцам: их могут продать, проиграть в карты, подарить. Дворяне же имеют власть, соответствующую их богатству, и могут творить все, что угодно, безнаказанно, потому что “защиту от суда в друзьях нашли, в родстве”. Они “грабительством богаты”, ведь фактически они наживаются за счет своих крестьян, ничего не делая, разве что “разливаются в пирах и мотовстве”.
Служба для представителей фамусовского общества - это неприятная обуза, с помощью которой можно нажиться. Они служат не для блага России, а для пополнения кошелька и приобретения полезных знакомств. Обычай их такой: “подписано, так с плеч долой”. К тому же, на службу поступают не благодаря личным качествам, а благодаря семейному родству (“При мне служащие чужие очень редки”, - заявляет Фамусов).
Члены фамусовского общества не признают книг: “Ив чтеньи прок-от невелик”. Собственно говоря, они и не понимают смысла книг (пример тому — отзыв Загорецкого о баснях). Они считают ученость причиной появления огромного числа безумных. К числу их относятся: племянник княгини Тугоуховской, который “чинов не хочет знать”, двоюродный брат Скалозуба (“Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”) и, конечно, Чацкий. Некоторые члены фамусовского общества даже пытаются требовать присяг, “чтоб грамоте никто не знал и не учился”. А учителей презрительно называют “побродягами”. Они боятся просвещения, так как оно внесло бы изменения в застойную жизнь.
Зато фамусовское общество слепо подражает французской культуре, перенимая его поверхностные атрибуты. Так, французик из Бордо, приехав в Россию, “ни звука русского, ни русского лица не встретил”. Россия как будто стала провинцией Франции: “такой же толк у дам, такие же наряды”. Даже говорить стали в основном на французском языке, забывая свой родной.
Фамусовское общество чем-то напоминает паука, который затягивает в свои сети людей и вынуждает жить по своим законам. Так, например, Платон Михайлович еще в недавнем прошлом служил в полку, носился на борзом коне, не боясь ветра, теперь “здоровьем очень слаб”, как считает его жена. Единственное его занятие - твердить дуэт на флейте, в одиночестве. Он даже не может по своему желанию уехать в деревню: его жена слишком любит балы и приемы. Он как будто живет в неволе. Старшие с детства учат, как надо жить. Пример тому - заветы отца Молчалина. Молодое поколение начинает смотреть на мир так же, как и старшие: “Не то, чтоб новизны вводили, - никогда”. Члены фамусовского общества не могут иметь собственное мнение: “Можно ль против всех!” Так Репетилов, узнав, “что это слишком гласно”, соглашается с тем, что Чацкий сошел с ума. Да и волнует всех только то, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”. Друг к другу же они бесчувственны. Узнав о падении Молчалина с лошади, Скалозуб интересуется только тем, “как треснулся он, грудью или в бок”.
Комедия написана в 1824 году, за год до восстания декабристов. Пороки общества, показанные в комедии, отражают его состояние накануне восстания и проливают свет на причины последнего. Косное общество “века минувшего” не желает признать изменения, происходящие в мире, оно непримиримо к свободной жизни. Столкновение неизбежно...

Похожие сочинения

  1. Кто же Чацкий: победитель или побежденный
    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали...смотреть целиком
  2. Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".
    Одним из выдающихся произведений первой половины ХIX века является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих...смотреть целиком
  3. Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанная между 1815 и 1820 годами и увидевшая свет в 1824 году, остается в русской литературе величайшим памятником. Автор, говоривший о себе: «Я как живу, так и пишу свободно и свободно», создал произведение,...смотреть целиком
  4. Фабула комедии «Горя от ума» Грибоедова
    С сентября Грибоедов живет в Москве и продолжает там работу над комедией, непрерывно улучшая ее. В мае 1824 г. Александр Сергеевич уехал в Петербург. Здесь комедия снова подверглась переработке, особенно последний акт. «Прошу тебя моего манускрипта никому...смотреть целиком
  5. Двадцать пять глупцов на одного умного человека
    Образ литературного героя, олицетворяющего собой или иной человеческий тип, создается автором литературного произведения сообразно целям и задачам, ставящимся перед его детищем. Чтобы правильно осветить проблему, обозначить возможные исходы ее разрешения,...смотреть целиком
  6. «Горе от ума» как социально политическая комедия
    В «Горе от ума» можно отметить полярность характеров (Чацкий - Молчалин), есть любовная интрига (Чацкий - Софья), но движущей пружиной действия является столкновение героев на идейной, политической почве. «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего...смотреть целиком
  7. ЧАЦКИЙ И ОНЕГИН
    "Горе от ума" А. С. Грибоедова и "Евгений Онегин" А. С. Пушкина - произведения, посвященные одному периоду жизни России. Эта эпоха была знаменательной для страны. После войны 1812 года глубоко изменилось мнение интеллигенции о...смотреть целиком