Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” была написана накануне восстания декабристов, в 1824 году. Это реалистическое произведение, основной конфликт которого заключается в столкновении “века вынешнего” и “века минувшего”, то есть двух эпох русской жизни, двух мировоззрений.
На протяжении всей пьесы действие происходит в доме Фамусова, практически не выходя за его границы, не считая эпизодов, где герои рассказывают о своих воспоминаниях или говорят о ком-нибудь, находящемся за пределами дома. В этой комедии автор показывает не конфликт поколений, а конфликт мировоззрений, возникший в русской жизни в 10— 20-е годы XIX столетия.
В “Горе от ума” перед нами предстала картина жизни московского дворянства периода правления от Екатерины до императора Николая.
Одним из ярких представителей данного круга является Павел Афанасьевич Фамусов. Он занимает место управляющего в казенном месте и слывет в обществе уважаемым и почтенным человеком. Для Фамусова, так же как и для всех дворян того времени, определяющим фактором является материальное положение человека и чин, который он занимает, а также количество крепостных душ, которыми он владеет. Подбирая жениха для своей дочери Софьи, он отдает предпочтение полковнику Скалозубу, так как тот:
Солидный человек.
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче завтра генерал.
Он категорически отвергает всех остальных поклонников, заявляя “кто беден, тот тебе не пара”.
Другим представителем “века минувшего” является полковник Скалозуб, который “и золотой мешок, и метит в генералы”. У него единственная цель в жизни — генеральский мундир:
Я с восемьсот девятого служу;
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.
Мысли и желания Скалозуба примитивны. Его суждения и шутки с претензией на оригинальность свидетельствуют о его уме, уровне образованности и невысоком интеллекте. “Он слова умного не выговорил сроду”, - говорит о нем Софья.
Другой отличительной чертой московского дворянства является полное невежество, отсутствие стремления к новому, еще непознанному - словом, консервативность общества, его приверженность старым традициям .и устоям. “Сужденья черпают из забытых газет, времен Очаковских и покоренья Крыма”,- заявляет в своем монологе Чацкий. В обществе наблюдается отрицательное отношение к образованию:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Фамусовым книги сравниваются со злом, которое надо бы “пресечь и сжечь”. Старуха Хлестова в своих речах выражает полное недоумение по доводу “пансионов, школ, лицеев”. И все герои с нетерпением ожидают тех времен, когда будут учить “по-нашему: раз, два, а книги сохранят так: для больших оказий”.
В обществе царствует слепое поклонение всему иностранному. Люди, сами того не замечая, теряют свое русское начало, стараясь изо всех сил подражать европейскому стилю. Чацкий, будучи единственным здравомыслящим человеком среди “двадцати пяти глупцов”, как никто другой видит и осуждает такой уклад жизни. Но что может сделать один человек? Как он может противостоять большинству? Как он может доказать свою правоту и ошибочность их взглядов, когда любая новая мысль встречается в штыки и человек получает клеймо безумца?
Свое время дворяне проводят в Английском клубе, играя в вист. Русский язык постепенно заменяется французским. Меняется мода, обычаи... И Чацкий с горечью восклицает:
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудррго у них незнанья иноземцев.
Но герой не был услышан. Необходимо отметить такую черту, характерную для московского дворянства, как услужливость, преклонение перед богатыми и знатными, что хорошо видно на примере Алексея Степановича Молчалива. Фамилия данного персонажа, как и многих других, говорит сама за себя.
Молчалив! - Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет...
Таким поведением и стремлением всем угодить Молчалин прокладывает себе путь к “повышению в чин”. Его покорность и бессловесность удивляет. Но он настолько вошел в свою роль, что с серьезным видом может заявлять: “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь”. Чацкий смеется над Молчаливым, но он не единственный предмет его насмешек и обличительных речей. Вся фамусовская Москва стала объектом его страстных обличительных монологов. Но герой не может один противостоять всему обществу и поэтому уезжает, увозя с собой “свой мильон терзаний”.

Похожие сочинения

  1. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества
    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...смотреть целиком
  2. Кто же Чацкий: победитель или побежденный
    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали...смотреть целиком
  3. ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”.
    Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений...смотреть целиком
  4. Софья Фамусова, Татьяна Ларина и другие женские образы
    Женские образы в литературе XIX века Женские образы в литературе XIX в. Литература – это источник, откуда мы, читатели, черпаем информацию о той или иной эпохе. Произведения XVIII в. - начала XIX в. дают нам возможность ярко, красочно воспроизвести картину...смотреть целиком
  5. Фамусов и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
    В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик. Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных...смотреть целиком
  6. Особенность конфликта в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
    Особенность конфликта в комедии «Горе от ума» со-стоит в том, что в произведении происходит взаимодей-ствие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Две комедии как будто...смотреть целиком
  7. Антагонист Чацкого Молчалин
    Пушкин в известном отзыве о «Горе от ума» считал, что в комедии должна быть более четкая, более однозначная характеристика персонажей; поэтому он полагал, например, что «Софья начертана неясно», а «Молчалин не довольно резко подл». Но в этом-то и заключался...смотреть целиком