Разве Пушкин не восклицал: «Догадал меня черт родиться в России с умом и талантом!» А Чаадаев, написавший самую умную книгу в тогдашней литературе, разве не был провозглашен безумцем? Все высшее общество - высокопоставленные «престарелые Несторы», выжившие из ума старухи - всем стадом твердило об этом безумии». Просветительские идеи, романтическое воодушевление и вольнолюбивые поэтические мечтания столкнулись с суровой прозой реакционно-крепостнической действительности. Многим стала ясна вся иллюзорность надежд и упований на возможность «свободы просвещенной» и скорого падения рабства в России. Психологически и морально этот исторический момент выразился у представителей молодой дворянской молодежи в смене мечтательных и прекраснодушных настроений горечью разочарования в лучших чувствах и надеждах.

Правда, это разочарование было временным. Дворянско-освободительное движение продолжало развиваться. Но в тот исторический момент испытали разочарование и Чаадаев, и Рылеев, писавший:

* Не сбылись, мой друг, пророчества
* Пылкой юности моей:
* Горький жребий одиночества
* Мне сужден в кругу людей!

и многие из будущих декабристов. Кризис этот прекрасно выразил и Пушкин в послании к Чаадаеву:

* Любви, надежды, тихой славы
* Недолго нежил нас обман;
* Исчезли юные забавы,
* Как сон, как утренний туман…




В художественном изображении этого кризиса прежде всего и заключается конкретно-исторический смысл и содержание коллизий «Горя от ума». Но историческое значение комедии, изображавшей столкновение двух общественно-политических лагерей, более широко. Конфликт пьесы раскрывал типические черты, социально-историческую сущность, силу и слабость дворянского освободительного движения.


Драма Чацкого была отражением и еще более широкого общеевропейского явления. Он терпит горе от своего ума, от пробудившегося передового разума, глубокого в своем критическом отношении к эгоистическому и неразумному миру Фамусовых и скалозубов, но слабого в понимании объективных законов развития общества и потому бессильного в определении правильных путей и действенных методов борьбы за преобразование действительности.

Как уже указывалось, он был подлинным представителем века Просвещения и века романтизма и причины уродливости жизни видел в неразумности общества. Он верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных, гуманных идей. Жизнь нанесла этим надеждам и мечтаниям страшный удар,,раскрыв идеалистический характер просветительского, осложненного романтическими мечтаниями понимания действительности. Таким образом, в общественной драме Чацкого отразилась слабость дворянского освободительного движения. Вместе с тем Грибоедов в определенной степени запечатлел важный исторический момент в духовном развитии народов Европы - кризис рационалистической философии эпохи Просвещения и начало кризиса романтизма.

Однако пафос комедии оптимистичен. Горе от ума испытывает не только Чацкий. Чацкие наносят страшный удар своими обличениями Фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его паразитический эгоизм обличили, его философию жизни осудили, против него восстали. Если Чацкие пока слабы в своей борьбе, то и Фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей. «Чацкого роль - роль страдательная: оно иначе и

Похожие сочинения

  1. Чацкий, Онегин, Печорин
    И в мире был он одинок... Д. Байрон Как стремителен бег времени! ...смотреть целиком
  2. «Мильон терзаний» Чацкого. Его поражение и победа в борьбе с миром Фамусова.
    Конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума» представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Его драма...смотреть целиком
  3. Черты классицизма в комедии “Горе от ума” Грибоедова  Новое!
    Классицизм (от лат. classicus – образцовый) как стиль европейской литературы 17 — нач. 19 веков возник в результате обращения к искусству античности и поэтике Аристотеля и Горация. Отсюда и культ разума и обобщенных идеальных образов без конкретно-индивидуальных...смотреть целиком
  4. Художественные особенности пьесы А С Грибоедова «Горе от ума»
    А.С. Грибоедов, поистине выдающийся драматург, до сих пор удивляет читателей мастерством создания одного из самых трудных жанров в литературе. Его драматургическое мастерство я постараюсь показать в своей работе, остановившись на главных художественных...смотреть целиком
  5. Образ и характер Софьи в комедии Горе от ума – художественный анализ
    Образ Софьи Павловны Фамусовой сложен. От природы она наделена хорошими качествами. Это девушка умная, гордая, с сильным и независимым характером, с горячим сердцем, мечтательная. Эти черты отчётливо проявляются и в её поведении, и в её языке. (Данный...смотреть целиком
  6. «Мораль» фамусовых была основана на пресмыкательстве
    Успех «Горя от ума», появившегося накануне восстания декабристов, был чрезвычайно большим. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет», — так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию...смотреть целиком
  7. Композиция и сюжет комедии «Горе от ума»
    «Горе от ума» читателем нашего времени с трудом воспринимается как комедия. Объясняется это, вероятно, тем, что главный герой ее - Чацкий - не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи...смотреть целиком