«Горе от ума» читателем нашего времени с трудом воспринимается как комедия. Объясняется это, вероятно, тем, что главный герой ее - Чацкий - не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие «прошедшего житья подлейшие черты», приглушают комедийное звучание произведения. «Горе от ума» - реалистическая комедия. В ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному. «Горе от ума» - комедия «о великом историческом вековом счете за героическую народную войну: на свободу крестьян, на великую национальную культуру, на военную мощь русского народа - счете неоплаченном и приведшем к декабрю 1825 г.».

«Горе от ума» как политическая комедия сразу же получила высокую оценку. Декабристы восприняли пьесу как свое, декабристское произведение, делали копии с нее и распространяли в армии. Но не сразу было понято художественное совершенство пьесы. Так, П. А. Катенин, друг Грибоедова, упрекал его за план комедии. Отвечая Катенину, Грибоедов разъяснял: «Ты находишь главную погрешность в плане: мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению; девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому чтобы ум у нас грешных был обыкновенен, нет и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок: «Шутить и век шутить, как вас на это станет!” - слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесишь, но все-таки «Не человек! Змея!» -а после, когда вмешивается личность «наших затронули», предается анафеме: «Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!!» Не терпит подлости: «Ах! боже мой, он карбонарий». Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована насчет своего сахара медовича. Что же может быть полнее этого?» .
А. С. Пушкин ознакомился с комедией «Горе от ума» в январе 1825 г. В письме А. А. Бестужеву он тогда же писал о том общем впечатлении, какое она на него произвела: «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. (…) Слушая… комедию, я не критиковал, а наслаждался». Но к Чацкому Пушкин отнесся слишком критически: «Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно»4.

Образ Чацкого за отсутствие логики в его поведении признавали неудачей автора и другие писатели и критики того времени. Причем судили Чацкого не с точки зрения законов драматургического искусства, а как реальную личность, по законам здравого смысла.

Но комедия выдержала испытание временем и по праву относится к классике нашей литературы. Она «держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. …У всех сложилось более или менее согласное понятие о всех лицах, кроме одного - Чацкого.

Похожие сочинения

  1. Кто же Чацкий: победитель или побежденный
    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали...смотреть целиком
  2. Видит ли автор в Чацком «идеального» героя? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Александр Сергеевич Грибоедов — один из величай­ших умов своей эпохи, видный политический деятель, во­шедший в русскую литературу как автор одного произве­дения. Но свою пьесу он назвал «Горе от ума», уже в само название вынося острую, «не комедийную»...смотреть целиком
  3. Сюжетная основа произведения «Горе от ума» Грибоедова
    Комедия написана в 20-х годах XIX века. После победоносной войны с Наполеоном 1812 года, когда русский народ нанес смертельный удар наполеоновской армии, снискавшей в Европе славу непобедимой, с особой остротой встало противоречие между величайшими возможностями...смотреть целиком
  4. Конфликт «века минувшего» и «века нынешнего» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    «Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а, была бы, пожалуй, картина нравов». (И.А. Гончаров) Нельзя не согласиться с Гончаровым. Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Грибоедов описывает...смотреть целиком
  5. Образы чиновников в пьесах А. С. Грибоедова «Горе от ума» и Н. В. Гоголя «Ревизор»  Новое!
    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была закончена автором в 1824 году, пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» появилась в 1836. Это было время в истории России, когда чиновничье бюрократическая система управления государством все более и более ветшала и становилась...смотреть целиком
  6. Конфликт двух эпох в комедии "Горе от ума"
    Победа России в войне 1812 года показала силу и мощь русского народа, самоотверженно поднявшегося на защиту отечества. Но, разбив полчища Наполеона, русский народ-победитель вновь оказался под палкой помещика-крепостника. Возмущенное этим положением...смотреть целиком
  7. «Горе от ума» бесценный вклад А. С. Грибоедова в развитие реалистического искусства
    «Горе от ума», полемическое по своей направленности произведение, не раз вызывало споры среди писателей и критиков (А. А. Бестужев-Марлинский, П. А. Катенин, В. К. Кюхельбекер, А. С. Пушкин, В. Т. Белинский, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин...смотреть целиком