Комедия построена по очень ясному и простому плану. На это указывает сам автор в письме Катенину, раскрывающем композиционный план комедии и драматургические принципы Грибоедова. «Ты находишь главную погрешность в плане,- писал драматург,- мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению; девушка, сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтоб ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих. Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не проверил и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована насчет своего сахара медовича. Что ж может быть полнее этого?..»

Новаторство Грибоедова-художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовано еще В. К. Кюхельбекером. Возражая против упреков некоторых критиков, что в комедии Грибоедова якобы нет действия и завязки, Кюхельбекер записывает в своем дневнике: «…не трудно было бы доказать, что в этой комедии гораздо более действия или движения, чем в большей части тех комедий, которых вся занимательность основана на завязке. В «Горе от ума», точно, вся завязка состоит в противоположности Чацкого прочим лицам… Дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе, и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов,- и только. Это очень просто, нов сей-то именно простоте - новость, смелость, величие того поэтического воображения, которого не поняли ни противники Грибоедова».

Драматург решительно восстал против «искусства угождать теоретикам, то есть делать глупости». Тот, говорил он, в ком «более способности удовлетворять школьным требованиям, условиям, привычкам, бабушкиным преданиям, нежели собственной творческой силы,- тот, если художник, разбей свою палитру и кисть, резец или перо свое брось за окошко…». Опровергая замечания Катенина по поводу того, что в «Горе от ума» «сцены произвольны», Грибоедов указал, что сюжет комедии был подсказан ему самой жизнью.

Вместе с тем «Горе от ума» никак не относится к числу тех пьес, ход действия и развязка которых могут быть заранее предугаданы. Сам Грибоедов с пренебрежением относился к такой драматургии. «Я, когда по первой сцене угадываю десятую: раззеваюсь и вон бегу из театра»,- писал он. Вплоть до заключительной фразы Фамусова «Горе от ума» воспринимается со все возрастающим вниманием и напряжением.

В этюде «Мильон терзаний» Гончаров конкретно определил значение психологической любовной интриги для развития действия комедии: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел». Обстоятельно мотивирует Грибоедов все перипетии драмы Чацкого и нарастание раздражения против него Софьи. Психологическая мотивировка поведения персонажей играет важную роль, в комедии. Еще Пушкин отметил психологическую правдивость сомнений Чацкого. «…Недоверчивость Чацкого в любви Софии к Молчалину,- писал он,- прелестна! - и как натурально! Вот на чем должна была вертеться вся комедия, но Грибоедов видно не захотел - его воля». Замечание Пушкина не совсем точно, фактически, как это показал впоследствии Гончаров, любовная линия сюжета и так играет громадную роль в фабуле комедии. А главное, Пушкин исходил из опыта светской комедии 10-х гг., любовная интрига в которой нередко носила искусственный характер, а Пушкину и здесь хотелось «натуральности», художественной правды, которую он находит в любовной фабуле «Горя от ума». Недаром Пушкин сам задумывался создать светскую комедию, отрывок которой также отличается натуральностью.





Справедливо замечено, что грибоедовские принципы характеристики фамусовского общества развиты в главах «Евгения Онегина». Однако «еще в конце XIX века можно было столкнуться с утверждениями, что в пьесе нет интригующего движения от завязки, пружинисто ведущей к развязке», что «.если речь идет о событиях, которые определяют занимательность пьесы,- то событий таких в пьесе нет». Но разве нет завязки в появлений влюбленного Чацкого в момент, когда от Софьи только что вышел Молчалин и читатель начинает с волнением и нетерпением следить за тем, как пойдет дальше и чем кончится это неожиданное совпадение и острая коллизия. «Впрочем, время от времени, в отдельных сценах возникает иллюзия напряжения, например, в сцене падения Молчалина». Почему же иллюзия? Это одно из звеньев целой цепи напряженных эпизодов, которые необходимо ведут и к напряженной развязке после кульминации пьесы в сцене столкновения Чацкого со всем обществом и распространения сплетни о его сумасшествии. Чем же все это кончится - ждет читатель.

Вместе с тем цель комедии Грибоедова заключалась не только в изображении личной драмы Чацкого. Конечно, отношения Чацкого и Софьи являют собою важную пружину в развитии действия «Горя от ума», но не единственную. Другой пружиной, как это раскрыто советским литературоведением, является общественная борьба между Чацким и фамусовским обществом. Поэтому то, что с точки зрения чисто любовной интриги могло показаться лишним, у Грибоедова являлось необходимостью, например интермедия с Репетиловым.

В отличие от французской классицистической комедии, направленной на обличение отдельного какого-нибудь порока, воплощенного в одном персонаже, Грибоедов в своей комедии обличает целый общественный лагерь. На это указал еще Гоголь, заметивший о Грибоедове и Фонвизине: «Наши комики двинулись общественною причиною, а не собственною, восстали не против одного лица, но против множества злоупотреблений, против уклонения всего общества от прямой дороги» .

Сатирическое изображение целого общества повлекло за собою обилие действующих лиц в «Горе от ума», что дало возможность всесторонне охарактеризовать мир Фамусовых, создать широкий и целостный образ крепостнического лагеря. В «Горе от ума» - это характерно для реализма - охвачена жизнь определенной среды во всем ее многообразии и снизу доверху. Ни в какой другой пьесе - ни до «Горя от ума», ни после нее - нет такого количества персонажей, как действующих на сцене, так возникающих из их реплик в воображении читателя и также представляющих собой определенные явления жизни.

Указывая на своеобразие построения «Горя от ума», П. А. Вяземский писал: «Самые странности комедии Грибоедова достойны внимания: расширяя сцену, населяя ее народом действующих лиц, он, без сомнения, расширил и границы самого искусства» . Это также явилось завоеванием реализма. Необычна и концовка комедии, совмещающая в себе разрыв Чацкого с Софьей и вместе с тем разрыв Чацкого с фамусовским обществом, вызов ему.

Похожие сочинения

  1. ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”.
    Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений...смотреть целиком
  2. Фамусов и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
    В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик. Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных...смотреть целиком
  3. За что и против чего борется Чацкий
    «Горе от ума» Грибоедова - это произведение одного героя. Чацкого… Так странно, но в первый раз, когда речь заходит о нем, Грибоедов рифмует его фамилию со словом «дурацкий»: Простите, право, как Бог свят, Хотела я, чтоб этот смех дурацкий Вас несколько...смотреть целиком
  4. СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА"
    "Драматического писателя должно судить по законам,им самим над собою признанным." (А. С. Пушкин) Границы жанра должны определяться задачей или целью, которую в своем произведении ставил перед собой автор. Отмечая жанровое своеобразие комедии Грибоедова,...смотреть целиком
  5. Конфликт «века минувшего» и «века нынешнего» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    «Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а, была бы, пожалуй, картина нравов». (И.А. Гончаров) Нельзя не согласиться с Гончаровым. Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Грибоедов описывает...смотреть целиком
  6. Драма интеллигента в обществе «глупцов»
    Одной из центральных тем в гениальной, на мой взгляд, пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» является тема участи интеллигента в «обществе глупцов». Эта проблема - один из вариантов темы «лишнего человека» - не является открытием в литературе. Грибоедов...смотреть целиком
  7. Художественное произведение Комедия «Горе от ума»  Новое!
    Комедия Грибоедова принадлежит к числу тех произведений, с которыми мы начинаем знакомиться в то время, когда только научаемся понимать родную речь: «Все умудрились не по летам...», «Шел в комнату, попал в другую...» — слышит ребенок от взрослых. Чуть...смотреть целиком