В образе Чацкого воплощены черты «нового» человека, который в фамусовском обществе чувствует себя одино­ким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, пря­мо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохлад­ный прием и со стороны хозяина, и со стороны его дочери. Его первые репли­ки встречают резкий отпор Фамусова, а пылкая любовь к Софье наталкивается на холодное, равнодушное отношение с ее стороны.

По Чацкому, «век минувший» харак­теризуется всеобщим страхом, покор­ностью и раболепством: ведь «тот и славился, чья чаще гнулась шея!» «Век нынешний» осуждает покорность и ра­болепству. В это Чацкий пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы, он пой­мет, что «Молчалины блаженствуют на свете», что «прошедшего житья подлей­шие черты» пустили глубокие корни в об­ществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под «веком нынеш­ним» Чацкий понимает революционно-освободительное течение русской обще­ственной мысли конца 10-х — начала годов XIX века.

Страстные речи Чацкого вызывают не­поддельный страх Фамусова: «Он воль­ность хочет проповедать!»

Примечателен монолог Чацкого «А су­дьи кто?» Чацкий пылко обличает при­знанные в обществе авторитеты. Он чув­ствует себя человеком «нынешнего ве­ка». В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения:

Где, укажите нам, отечества отцы...

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Кто это — «мы»? Кого здесь имел в ви­ду Чацкий? «Судьям», которые неприми­римы к «свободной жизни», он противо­поставляет молодое поколение, идущее другими путями.

Во взглядах на общественные поряд­ки, на воспитание и образование, граж­данский долг и службу, национальную культуру, в понимании смысла и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, кле­вета — вот основное орудие борьбы этого общества с такими, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное сло­во — оружие Чацкого. Это сильное, по­истине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны.

Чацкий вынужден бежать из дома Фа­мусова и из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уго­лок». Однако бегство героя нельзя вос­принять как его поражение. Чацкие наносят страшный удар Фамусовым и Молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общест­ва кончилось. Его осудили, против него восстали. Если Чацкие пока слабы в своей борьбе, то и Фамусовы бес­сильны остановить развитие просвеще­ния и передовых идей.

Благородному Чацкому в комедии Гри­боедова противопоставлен образ Молчалина. Если Чацкий — сын знатного московского дворянина, то Молчалин — человек более низкого происхождения. Он из милости «пригрет» Фамусовым, хотя, безусловно, нужен ему. Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован. Чацкий на­прасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что «Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выгоды».

Столкновение между Чацким и Молчалиным — это конфликт между носи­телями противоположных качеств мо­лодежи того времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры — низость, под­лость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он «в небольших чинах». Это расчетливый иг­рок, который ради своего благополучия продаст что и кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя до­чери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может «словеч­ко замолвить».

Фамусовым и Молчалиным их ум при­носит лишь выгоду. Чацкий же страдает от своего прогрессивного, свободолю­бивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин разоблачен, но он «мастер ус­лужить» и легко найдет себе нового по­кровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, «идет прямым путем на ка­торжные работы», то Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карь­еру. И все-таки история доказала, что победа останется за такими настоящи­ми патриотами, как Чацкий.

Похожие сочинения

  1. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества
    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...смотреть целиком
  2. Фамусов и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
    В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик. Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных...смотреть целиком
  3. Сюжетная основа произведения «Горе от ума» Грибоедова
    Комедия написана в 20-х годах XIX века. После победоносной войны с Наполеоном 1812 года, когда русский народ нанес смертельный удар наполеоновской армии, снискавшей в Европе славу непобедимой, с особой остротой встало противоречие между величайшими возможностями...смотреть целиком
  4. Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
    После заграничных походов русской армии 1812— 1813 годов в Россию стали проникать и пускать корни идеи западного либерализма. Ими была заражена большая и лучшая часть высшего общества. Вследствие этого произошла заметная поляризация взглядов, и вокруг...смотреть целиком
  5. Двадцать пять глупцов на одного умного человека
    Образ литературного героя, олицетворяющего собой или иной человеческий тип, создается автором литературного произведения сообразно целям и задачам, ставящимся перед его детищем. Чтобы правильно осветить проблему, обозначить возможные исходы ее разрешения,...смотреть целиком
  6. Новизна конфликта и характеров в комедии «Горе от ума»
    Грибоедов своей комедией «Горе от ума» положил начало русской реалистической драматургии. Содержание нововведения составляет столкновение и смена двух больших эпох русской жизни - «века нынешнего» и «века минувшего». Появление «Горя от ума» становление...смотреть целиком
  7. Конфликт и структура композиции комедии «Горе от ума»  Новое!
    Комедия построена по очень ясному и простому плану. На это указывает сам автор в письме Катенину, раскрывающем композиционный план комедии и драматургические принципы Грибоедова. «Ты находишь главную погрешность в плане,- писал драматург,- мне кажется,...смотреть целиком