Молчалин — секретарь Фамусова, пользуется доверием хозяина в служебных делах. Он не дво­рянин по происхождению, но стремится сделать карьеру. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением. «Вот он на цыпочках и небогат сло­вами», — говорит Чацкий. Молчалин на вид скромный молодой человек. Он играет на флей­те, любит сентиментальные стишки. Софья вос­хищается его добротой, уступчивостью, кротос­тью. Она не понимает, что все это лишь маска, которая необходима Молчапину для выполнения жизненной программы.

Цель жизни этого героя — блестящая карьера, чины, богатство. Высшее счастье он видит в том, чтобы «и награжденья брать и весело пожить». Для этого он выбрал самый верный путь: лесть, угодничество. Если Максим Петрович — тип под­халима предшествующей эпохи, то Молчалин — угодник нового времени, действующий более тонко и не менее успешно. «Он дойдет до степе­ней известных, ведь нынче любят бессловес­ных», — говорит Чацкий, с презрением отзыва­ясь о его умственных способностях. Молчалин знает, как ему надо себя вести, и сам определяет свою тактику:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Молчалин трепещет перед Фамусовым, гово­рит учтиво, прибавляя «с»: «с бумагами-с». Он заискивает перед влиятельной Хлестовой. За­ботливо составляет ей партию для игры в карты, восторгаясь ее собакой:

Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка,

Я гладил все его — как шелковая шерстка.

И добивается своего: Хлестова называет его «мой дружок» и «мой родной». С Софьей Молчалин держится почтительно. Прикидываясь влюб­ленным, ухаживает за ней не потому, что она ему нравится, а потому, что она дочь его начальника и ее расположение может пригодиться в его дальнейшей карьере. Он лицемерит с Софьей и с циничной откровенностью признается Лизе, что любит Софью «по должности». Молчалин го­ворит, что в его лета «не должно сметь свое суж­дение иметь». И объясняет почему:

Ведь надобно зависеть от других,

В чинах мы небольших.

Низкопоклонство и угодничество вышестоя­щим — вот жизненный принцип Молчалина, уже приносящий ему известный успех. «С тех пор как числюсь по Архивам, три награжденья получил», — говорит он Чацкому, прибавляя, что у него есть два таланта — «умеренность и аккуратность».

Готовый на подлость ради богатства и чинов, он и к другим подходит с той же меркой. Думая, что расположение Лизы легко купить, он обеща­ет подарить ей «туалет прехитрой работы». В ре­шительный момент, когда Софья прерывает его объяснение с Лизой, Молчалин начинает уни­женно ползать перед ней на коленях не потому, что почувствовал свою вину, а потому, что испу­гался за свою карьеру. Когда же появляется Чац­кий, окончательно струсивший Молчалин спаса­ется бегством. Это вызывает негодование Чац­кого. «Молчалины блаженствуют на свете!» — восклицает он с гневом и отвращением. И имен­но такой пустой, ничтожный человек был винов­ником «мильона терзаний» умного, благородного Чацкого, виновником трагедии Софьи

Похожие сочинения

  1. История создания и анализ комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    «Грибоедов — «человек одной книги», — заметил В.Ф.Ходасевич. — Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места». Творческая история комедии, над которой драматург работал несколько лет, исключительно сложна....смотреть целиком
  2. Чацкий и Молчалин.
    Комедия Грибоедова “Горе от ума” — выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека,...смотреть целиком
  3. Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2 явления второго действия комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".)
    Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. И.А. Гончаров. Оценивая комедию Грибоедова «Горе от ума», Белинский писал, что она положила...смотреть целиком
  4. А.С.ГРИБОЕДОВ "ГОРЕ ОТ УМА". КОHФЛИКТ ЧАЦКОГО И СОФЬИ.
    Точная дата pождения Гpибоедова неизвестна. Исследователи высказывают pазличные пpедположения: 1790, 1794, 1795. Веpоятнее всего, он pодился 4 (15) янваpя 1790 года в Москве. Его семья отно- силась к сpеднепоместному двоpянству, но pодством и знакомством...смотреть целиком
  5. Черты реализма и классицизма в комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» является соединение в одном произведении черт классицизма и критического реализма. От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданское содержание. Идея комедии может быть сформулирована...смотреть целиком
  6. Сюжетно-композиционные особенности комедии «Горе от ума»  Новое!
    Сюжетно-композиционные особенности. Своеобразие идейно­тематического содержания комедии определяет особенности ее по­строения. Очень точно об этом сказал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» Гончаров: «Две комедии как будто вложены одна в другую:...смотреть целиком
  7. Мотив прозрения в комедии Александра Грибоедова "Горе от ума"
    Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" – первое реалистическое произведение русской литературы. В нем Грибоедов следует логике окружающей действительности, он показывает жизнь дворянского общества первой половины 20-х гг. XIX в. и изображает...смотреть целиком