Зададимся вопросом: так ли все это далеко от нас, столь ли отдален тот, грибоедовский, «век минувший», где «Молчалины блаженствуют на свете», от нашего времени? Вообще-то, «минувшим веком» всю эту устоявшуюся систему жизненных норм и правил поведения называет Чацкий, а мы-то знаем, что он во многом романтик, идеалист. Пожалуй, Чацкий несколько поторопился в своих прогнозах. Разве и сейчас карьеризм и угодничество редко встречаются среди нашего современного чиновничества? Увы, «свежо предание, да верится с трудом».

Но, может быть, все не так уж и плохо. Современный американский психологи Дейл Карнеги в книге «Как завоевывать друзей» рассматривает множество случаев из жизни разных людей, в том числе и эпизоды, посвященные отношениям с начальством. При этом он дает некие правила поведения, общения с людьми, которые должны способствовать успехи в жизни. Удивительно, но эти правила, выведенные зарубежным психологом в условиях совсем иной действительности- Америки XX века, - с точностью выполняет Молчалин молодой чиновник из комедии Грибоедова о Москве XIX века. Карнеги, например, рассказывает случай, когда один человек полностью завоевал расположение другого, похвалив его собак. Как тут не вспомнить нашего Молчалина: «Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка, - говорит он влиятельной и почитаемой в этом обществе Хлестовой, - Я гладил все его; как шелковая шерстка!»

По логике Карнеги получается, что такой человек, как Молчалин, - идеал современного чиновника и бизнесмена. Его основные качества - «умеренность и аккуратность» - в сочетании с цепким практическим умом и умением располагать к себе людей (разумеется, с совершенно определенной целью) - вот то, что нужно для достижения успеха в современном американском обществе, если верить Карнеги. Так что наше отечественное «ноу-хау», выработанное еще в позапрошлом веке, оказывается, пользуется успехом.
И действительно, среди всех прочих подчиненных Фамусова именно Молчалин отличается деловыми качествами:

Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой.

Что спросишь с других чиновников, среди которых «все больше сестрины, свояченицы детки»? Но кто-то ведь должен заниматься делами? Ведь не для того же Фамусов стал большим начальником, чтобы возиться с бумагами:

Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

По представлениям этого общества, чин и богатство для того и существуют, чтоб «награжденья брать и весело пожить» - вот идеал, к которому пока еще стремится Молчалин и которого уже достиг Фамусов. Причем «стартовая позиция» у Молчалина не очень хорошая: он из провинции, не знатен, не богат, а за Фамусовым и знатный род, и достаточное количество крепостных - «душ тысячки две родовых», а то и поболее. Не забудем, все происходит в условиях крепостнической России, порядки которой незыблемы и для Фамусова, и для Молчалина, и для все других представителей этого общества. Это основа основ их сытой, спокойной жизни, наполненной лишь сплетнями, «обедами, ужинами и танцами». Но не всем повезло родиться в семье богатого «владельца нищих мужиков». И вот Молчалину нужно проявить особые качества, чтобы пробиться наверх и тоже получить возможность, как и Фамусов, в свое время спокойно наслаждаться жизнью. Вот тогда-то кто-то другой будет бегать с бумагами, улаживать дела влиятельных особ, гладить их мосек. Так что современным бизнесменом Молчалину, пожалуй, не стать - иные идеалы.

Но зато как похожа эта парочка - солидный Фамусов и молодой, деловитый Молчалин - на наших чиновников! Даже преклонение перед всем иностранным как будто передалось нашей бюрократии по наследству от них же. Правда, в языке теперь большего господствует не смешенье «французского с нижегородским», и английского с новоязом современного чиновничества. Но причина та же: отсутствие собственной культуры. Заботливый отец Фамусов, конечно же, нанял для дочки и учителей-иностранцев, и книжки позволил читать, но для него самого единственное чтение - это его календарь с записями важных событий, как то: обед, который сменяет погребенье, а за ним крестины у докторши. У Молчалина тоже есть своя заветная тетрадь, куда он списывает новенькие песенки.

Но истинная культура и просвещение для всех в этом обществе явление крайне опасное Ведь, по мнению Фамусова

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

«Безумный» в устах людей фамусовского общества означает «инакомыслящий» Кажется, что мы сейчас далеко ушли от времен гонений на всякое инакомыслие, но так ли уж у нас все благополучно с культурой и просвещением? А может, и для современного чиновника нет ничего опаснее, чем умный, образованный, свободно мыслящий человек? Ведь как тогда Фамусовым удастся поддерживать свой авторитет, если все начнут «служить делу, а не лицам»? Как «дойти до степеней известных» Молчалину, если кроме умения угождать и тихонько выжидать удобного момента для продвижения по службе у него ничего за душой нет.

Может быть, наступит все же когда-нибудь такой момент, когда наконец-то «состарится» эта вечна пара - Фамусов и Молчалин - и уйдет в прошлое. И тогда уже некому будет сокрушенно воскликнуть:

Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!

Похожие сочинения

  1. Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2 явления второго действия комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".)
    Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. И.А. Гончаров. Оценивая комедию Грибоедова «Горе от ума», Белинский писал, что она положила...смотреть целиком
  2. «Горе от ума» как политическая комедия
    Комедия “Горе от ума” — одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно. Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию....смотреть целиком
  3. Чацкий и фамусовское общество. (6)
    “Горе от ума” — реалистическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни. В комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе,...смотреть целиком
  4. Письмо Софье Павловне Фамусовой
    Здравствуйте, уважаемая Софья Павловна! Прежде, чем написать Вам письмо, я долго раздумывал над этим. И окончательно сделал для себя вывод, что я должен был его написать. Хочу Вам сказать, что после прочтения произведения А. С. Грибоедова "Горе...смотреть целиком
  5. Жанровое своеобразие комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    Комедия — цвет цивилизации, плод развившейся общественности. Чтобы понимать комическое, надо стоять на высокой ступени образованности. В. Г. Белинский По жанру «Горе от ума» социальная (идеологическая) сатирическая комедия. Тема этого произведения...смотреть целиком
  6. "Изображение дворянства в литературе первой половины XIX века."
    Многие великие писатели давали широкое изображение дворянства в своих произведениях: это и А.С. Грибоедов, и А.С. Пушкин. В своих работах авторы выступали против угнетения простого русского народа дворянами и помещиками, а так же против крепостного...смотреть целиком
  7. Художественное новаторство Грибоедова в комедии «Горе от ума»  Новое!
    Художественное новаторство Грибоедова проявилось в «Горе от ума» и в том, что он преодолевает однолинейность в изображении характеров, свойственную писателям XVIII в. Их односторонней эстетике противопоставлен принцип реалистического изображения характера....смотреть целиком