Монолог Чацкого «А судьи кто?» по своему содержанию выходит за рамки той ситуации, в которой он произносится. Речевой ситуацией определяется психологическая мотивированность монолога как «контрудара». Но Чацкий мог бы отбиваться от своих противников и язвительными репликами типа «Дома новы, но предрассудки стары». Монолог «А судьи кто?» по своей идейно-художественной роли «шире», чем ответная развернутая реплика собеседникам: это обличительная речь, направленная не столько против Фамусова и Скалозуба, сколько против всего фамусовского общества, и автору этот монолог необходим для того, чтобы показать полную несовместимость Чацкого не с отдельными лицами этого мира, а со всем консервативным обществом.

Что Чацкого не понимают, это не делает его смешным: его и должны не понимать, поскольку он - один здравомыслящий на 25 глупцов. В этом суть комедии. И монолог «А судьи кто?» рассчитан на читателя, на зрительный зал. Комическая ситуация (реакция Скалозуба на монолог Чацкого) делает смешным не Чацкого, а Скалозуба. Чацкому же мы сочувствуем, вместе с ним переживаем «горе от ума», а это значит, что комедия в данной ситуации переходит в драму.

Комическая ситуация имеет самостоятельное значение. Автор- таким оригинальным способом предупреждает читателя о тех изменениях, которые произошли внутри декабристского движения в последние три года, пока Чацкий путешествовал. Прошло то время, когда красноречивый вольнодумец был душою светского салона. Усилилась реакция, консервативные круги общества атакуют «якобинцев», декабристы теперь со своими вольнолюбивыми речами на балах и раутах не выступают, - они перестраивают деятельность своих обществ по законам конспирации и такие речи, как монолог «А судьи кто?», произносятся только на заседаниях тайных обществ.

А Чацкий, только что вернувшийся из путешествия, не знает об изменениях, совершившихся в декабристском движении, и потому нет ничего удивительного и нелепого в том, что он произносит обличительную речь в гостиной московского барина. Таким образом, сцена эта, как будто не связанная с тем сквозным действием, которое состоит в стремлении Чацкого узнать, почему Софья к нему холодна, на самом деле имеет к нему прямое отношение. Она указывает на общие изменения в жизни русского общества, и в последующих сценах это общее Чацкий увидит в частных, конкретных проявлениях, а в последней - увидит и то «превращение», которое про-; изошло с Софьей, и примет единственно возможное в его положении решение.

« В седьмой сцене Чацкий снова пытается разгадать причины холодности к нему Софьи. Он видит реакцию Софьи на падение с лошади-. Молчалива. Однако и ее обморок, и колкости ее, произносимые в ответ на его внимание к ней, не только ничего не разъяснили Чацкому, но окончательно запутали его. На грубую выходку Софьи, переадресовавшей ему глупый анекдот Скалозуба о княгине Ласовой, Чацкий отвечает спокойно, но еле сдерживая себяь от… негодования:

* Да-с, это я сейчас явил Моим усерднейшим стараньем,
* И прысканьем, и оттираньем;
* Не знаю для кого, но вас я воскресил.

Восьмая сцена впервые проясняет линию поведения Молчалина. Она возвращает нас к той сцене, когда Лиза хохотала, слушая рассказ Софьи о своих ночных свиданиях с Молчаливым. Молчалин объясняется в любви Лизе и уходит. Входит Софья и через Лизу назначает свидание Молчалину. Комедийная ситуация заканчивается словами Лизы, полными насмешки:

* Ну, люди в здешней стороне!
* Она к нему, а он ко мне,
* А я… одна лишь

Похожие сочинения

  1. ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”.
    Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений...смотреть целиком
  2. История создания и анализ комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    «Грибоедов — «человек одной книги», — заметил В.Ф.Ходасевич. — Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места». Творческая история комедии, над которой драматург работал несколько лет, исключительно сложна....смотреть целиком
  3. ОБРАЗ СОФЬИ В ПЬЕСЕ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”
    Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” знаменует собой победу в творчестве писателя реализма, точнее говоря, критического реализма. В пьесе ставятся самые жгучие вопросы тогдашней поры: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения...смотреть целиком
  4. Умён ли Чацкий, противопоставляя себя фамусовскому обществу
    В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай ? А. С. Пушкин Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума». Это название может быть понято и всерьёз, и...смотреть целиком
  5. Над чем смеется современный читатель в комедии А С Грибоедова «Горе от ума»
    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» — удивительно смешная пьеса, созданная истинным мастером драмы. В основе этого произведения по законам жанра лежит комедийный конфликт. Чтобы усилить комедийный конфликт, А.С. Грибоедов включает в текст пьесы комические...смотреть целиком
  6. Чацкий и Софья. Значение образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    ак Софья Павловна у вас похорошела! А. С. Грибоедов Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» °ткрывает правдивую галерею русских национальных характеров. И, безусловно, лучшими, в художественном смысле, явдя! ются Чацкий и Софья. По силе...смотреть целиком
  7. Образы женщин в комедии представлены также второстепенными
    В системе персонажей пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» важное место занимают женские образы. Центральным является образ Софьи, дочери Фамусова, московского барина, управляющего в казенном месте. Ее образ трудно определить однозначно. Пушкин в своей...смотреть целиком