Комедия «Горе от ума» была написана после войны 1812 года, когда у многих просвещенных людей России появились надежды на перемены в жизни русского общества. В первую очередь они были связаны с отменой крепостного права. В это время возникают декабристские общества. Другом некоторых декабристов был великий русский писатель и дипломат А. С. Грибоедов. «Горе от ума» - реалистическое произведение, где автор дает картину жизни крепостной Москвы XIX века. Грибоедов, создавая образы московских «тузов», показывает свое отношение к жизни дворянской Москвы. В комедии сталкиваются две эпохи: «век минувший», который не желает перемен, и «век нынешний». Московское дворянство боится передовых идей, глухо ко всему новому.

Этих людей Грибоедов высмеивает за лицемерие, необразованность и бездушие. Автор противопоставляет им Чацкого. Этот человек умен и образован. Он открыто высказывает все, что у него на душе. Обвинительные речи Чацкого вызывают гнев и возмущение фамусовского общества. Оно стремится не только унизить и оскорбить, но и уничтожить достойного человека. Не найдя ни в ком сочувствия и понимания, Чацкий бежит из Москвы.

Чацкий оставляет город, где «дома новы, а предрассудки стары». В Москве господствуют Фамусовы, Скалозубы и Хлес-товы. Они ценят в человеке только богатство и знатность. Фамусов ищет для своей дочери богатого жениха:

*
Будь плохонький, да если наберется
*
Душ тысячки две родовых.
*
Тот и жених.

Он видит Скалозуба мужем Софьи, потому что он - «и золотой мешок, и метит в генералы». Князь и княгиня Тугоу-ховские также занимаются поисками богатых женихов для своих шести дочерей. Княгиня говорит князю, чтобы он пригласил Чацкого на вечер:

*
К нам на вечер, в четверг, проси скорее
*
Натальи Дмитриевны знакомого: вон он!

Когда же узнает, что он не богат, то кричит: «Князь, князь! Назад!» Фамусов восхищается своим дядей, который «…на золоте едал, сто человек к услугам». Чацкий бежит из праздной Москвы. Жизнь Москвы наполнена балами, развлечениями, где процветают пересуды и обжорство:

* То бережешься, то обед:
* Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Фамусов занимается завтраками, обедами, крестинами. Московское барство дает разорительные балы:

* Кто хочет к нам пожаловать, - изволь.
* Дверь отперта для званых и не званных.
* Даже дряхлые старики и старухи проводят жизнь в развлечениях:
* Поетем, матушка, мне прафо не под силу,
* Когда-нибуть я с пала та в могилу.

Чацкий бежит из общества, где ценится не благородство и честность, а угодничество и подхалимство. Графиня Хлестова обличает Загорецкого:

* Лгунишка он, картежник, вор.
* Я от него все двери на запор…
* Но в то же время благодарит его за двух арапчонков:
* Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье
* Двоих арапченков на ярмарке достал.

Молчалин сумел добиться чина секретаря, следуя завету отца «угождать всем людям без изъятья». Он считает, что ему не нужно иметь свое мнение, так как «в чинах мы небольших». Молчалин достигает положения в обществе угодничеством. Он оказывается в нужном месте и в нужный час. Молчалин «на цыпочках и не богат словами». Чацкий замечает:

* Там моську вовремя погладит.
* Там впору карточку вотрет.

Чацкий оставляет город, где господствуют крепостнические порядки. Хлестова служанку не считает за человека:

* От скуки я взяла с собой



* Арапку-девку да собачку
* Вели их накормить ужо, дружочек мой,
* От ужина сошли подачку.

Дворяне-крепостники меняют верных слуг на борзых собак. От отцов и матерей отнимают детей для крепостного балета, а затем «распродают поодиночке». Даже Софья заставляет служанку не спать всю ночь, потому что приезжает гость:

* Вчера просилась спать - отказ.
* «Ждем друга».
* Нужен глаз да глаз.
* Не спи, покудова не скатишься со стула.

Чацкий бежит из города, где служат «лицам, а не делу», на службу смотрят как на способ наживы. Фамусов говорит Чацкому: «Поди-ка послужи». Сам же он, «достигнув степеней известных», службой не интересуется, а только подписывает бумаги:

* А у меня, что дело, что не дело.
* Обычай мой такой:
* Подписано, так с плеч долой.

Главная цель жизни Скалозуба - любой ценой достичь генеральского чина:

* Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
* Об них как истинный философ я сужу:
* Мне только бы досталось в генералы.
* Молчалин «дойдет до степеней известных» своим умением молчать. Фамусов окружил себя на службе родственниками:
* Ну как не порадеть родному человечку!

В Москве царит невежество и поклонение перед всем иностранным. Фамусов считает, что наука и образование являются злом:

* Ученье - вот чума, ученость - вот причина.
* Что нынче пуще, чем когда,
* Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Княгиня Хлестова уверена, что в институте «…упражняются в расколах и безверье». По словам Скалозуба, в лицеях и гимназиях будут учить «…по-нашему: раз, два». Своих детей они учат всему иностранному, набирая полки учителей «числом поболее, ценою подешевле». Даже французик из Бордо не чувствует себя в России иностранцем:

* Приехал - и нашел, что ласкам нет конца;
* Ни звука русского, ни русского лица
* Не встретил, будто бы в отечестве, с друзьями.

Чацкий оставляет Москву, где царят ложь и лицемерие. Софья скрывает свои отношения с Молчалиным от отца. Фамусов тайком ухаживает за Лизой. Загорецкий врет по всякому поводу: «Услышит вздор и тотчас повторяет!» Боятся они не дурных поступков, а того, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Софья отдает предпочтение Молчалину, потому что он обладает достоинствами, которые ценят в фамусовском обществе. Чацкий разошелся во мнениях с фамусов-ским обществом, он хочет изменить жизнь. Общество испытывает страх, потому что Чацкий не одинок. О брате Скалозуба говорят:

Чин следовал ему:

* Он службу вдруг оставил,
* В деревне книги стал читать.
* Родственник княгини Хлестовой:
* Чинов не хочет знать!
* Он химик, он ботаник,
* Князь Федор, мой племянник.

Чацкий покидает Москву, но он остается непобежденным.

В статье «Мильон терзаний» И. А. Гончаров писал: «Комедия «Горе от ума» отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью… Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. Образ Чацкого остается актуальным и в наше неспокойное время. И в наши дни есть честные, решительные люди, которые не могут мириться с несправедливостью. Они вступают в открытую борьбу с чиновниками и часто проигрывают в этой неравной борьбе.

Похожие сочинения

  1. Кто же Чацкий: победитель или побежденный
    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали...смотреть целиком
  2. ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”.
    Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений...смотреть целиком
  3. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".)
    Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями:...смотреть целиком
  4. Замысел «Горя от ума» Грибоедова
    Замысел «Горя от ума», по-видимому, возник у Грибоедова в 1816 г. Бегичев указывает, что «план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге 1816 г. и даже написаны были несколько сцен; но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил...смотреть целиком
  5. Чацкий и Молчалин
    \"Горе от ума\" Грибоедова - социально-политическая реалисти-ческая комедия, \"одно из самых злободневных произведений русской литературы\". Комедия \"Гоу\" была написана в 20-ые годы XIXого века, когда после...смотреть целиком
  6. Художественный мир комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
    Подобный синтез художественных моделей обнаруживается и в западноевропейской драматургии. Самобытность художественного опыта Грибоедова заключается уже в специфике конфликта произведения, в разработке образов, в семантике названия. Первоначально комедия...смотреть целиком
  7. Идейный смысл комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Гениальный художник, один из основоположников русского реализма, автор замечательнейшего произведения русской стиховой драматургии —г бессмертной комедии “Горе от ума”, А. С. Грибоедов близок и дорог нам как передовой деятель и мыслитель своего времени,...смотреть целиком