Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была написана в 1824 году. С позиций декабристов автор высмеивает социально-политическое устройство России того времени, показывая пороки дворянского общества, их закоснелось, отсталость, приверженность застойным традициям. Написанная в традициях классицизма, пьеса, тем не менее, реалистически отображает действительность того времени. Перед нами предстали живые образы русских людей, со всеми их достоинствами и недостатками. В комедии отображена определенная эпоха русской жизни - первая четверть XIX века, а точнее - 10-20 годы.
На примере фамусовского дома Грибоедов воссоздает картину московских нравов этого периода. Создавая многогранные живые типы представителей русского дворянства и раскрывая их характеры, автор дает читателю возможность самому ощутить и оценить дух прежней Москвы.
В комедии поставлены важные и актуальные вопросы эпохи: вопрос о крепостном праве, о крепостнической реакции, о просвещении, о роли разума и идей в общественной жизни. Основной конфликт пьесы - общественный, который заключается в столкновении “века нынешнего” и “века минувшего.
Одним из типичных представителей тогдашнего общества является Фамусов. Вокруг него складывается круг его друзей и знакомых, которые ценили друг друга не за ум, а за знатность, за количество крепостных душ и за чин. К представителям фамусовского общества относятся: Алексей Степанович Молчалин, положительными качествами которого являются “умеренность и аккуратность”; Скалозуб Сергей Сергеевич, озабоченный лишь тем, чтобы “ему досталось в генералы”, противник всякой свободной мысли и просвещения; старуха Хлестова, важная московская барыня, властная, не привыкшая сдерживать свои эмоции и слова; Антон Антонович Загорецкий - необходимый спутник Фамусовых и хлестовых, лживый и лицемерный, и другие. Фамусовское общество представлено не только сценическими персонажами, но и внесценическими, которые дополняют первых и играют важную роль в раскрытии основного конфликта пьесы.
Столкновение фамусовского общества и Чацкого - вольнолюбивого, умного представителя передовой дворянской молодежи - составляет суть общественного конфликта. Герой обличает устои старого общества, его низкопоклонство перед вышестоящими, стремление заискивать, угождать, преклоняться перед всем иностранным, полное невежество, отсутствие стремления к получению новых знаний.
Действие комедии происходит в доме Фамусова. Он хозяин дома, важный чиновник, но при этом отвергает всякое учение, видя в нем причину распространения свободомыслия и вольнодумства: “Ученье- вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений”. Он почитает старые традиции и уклад жизни. Его идеалом является “покойный дядя, Максим Петрович: он не то на серебре, на золоте едал...”. Фамусова восхищает богатство и положение в обществе дяди, но при этом его нисколько не коробит, какими путями он этого достиг. Ум в фамусовском обществе заключается в том, чтобы уметь “когда же надо подслужиться”, “сгибаться вперегиб”. Фамусов и общество, к которому он принадлежит, проявляют почтительность к людям с высоким чином и определенным количеством крепостных душ: “Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених”. Весьма лестно Фамусов отзывается и о Скалозубе: “Известный человек, и знаков тьму отличья нахватал; не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал”, при этом человеческие качества в расчет не берутся, поэтому и считается: “Да, счастье, у кого есть эдакий сынок! Имеет, кажется, в петличке орденок ”.
Грибоедов в своей комедии отразил наиболее важные черты дворянского общества, их образ мыслей, стиль поведения, жизненные принципы. Хотя каждый из героев олицетворяет определенную сторону этого общества, все вместе они являются типичными представителями старой барской Москвы первой четверти XIX века.

Похожие сочинения

  1. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества
    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...смотреть целиком
  2. История создания и анализ комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    «Грибоедов — «человек одной книги», — заметил В.Ф.Ходасевич. — Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места». Творческая история комедии, над которой драматург работал несколько лет, исключительно сложна....смотреть целиком
  3. Черты реализма и классицизма в комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» является соединение в одном произведении черт классицизма и критического реализма. От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданское содержание. Идея комедии может быть сформулирована...смотреть целиком
  4. Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
    После заграничных походов русской армии 1812— 1813 годов в Россию стали проникать и пускать корни идеи западного либерализма. Ими была заражена большая и лучшая часть высшего общества. Вследствие этого произошла заметная поляризация взглядов, и вокруг...смотреть целиком
  5. Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2 явления второго действия комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".)
    Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. И.А. Гончаров. Оценивая комедию Грибоедова «Горе от ума», Белинский писал, что она положила...смотреть целиком
  6. Фамусов и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
    В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик. Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных...смотреть целиком
  7. Сочный яркий образный язык комедии
    Ах! Злые языки страшнее пистолета А. С. Грибоедов Комедия Александра Сергеевиҹа Грибоедова Горе от ума написана 180 лет назад, но по-прежнему свежа, образна, ярка благодаря авторскому языку. Нет, пожалуй, в русской и мировой литературе другого...смотреть целиком