Страница: [ 1 ]  2  

Тема бюрократии - одна из сквозных тем русской литературы не только XIX, но и XX веков. Не потеряла она актуальности и в наши дни. Чиновничье-бюрократический аппарат государства, претерпевая ряд исторических изменений, не только не уменьшается, но постоянно расширяется, а сама бюрократия превращается в некую самодостаточную систему, работающую в собственных интересах. Вот почему так актуальна проблема бюрократии, поставленная еще в произведениях русской классической литературы XIX века - в творчестве Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Чехова. У истоков ее стоит комедия Грибоедова «Горе от ума», созданная еще в 1824 году.

Это произведение поистине новаторское - и по проблематике, и по стилю. Впервые в русской драматургии была поставлена задача показать не образы-маски, соответствующие традиционным амплуа комедий классицизма, а живые, реальные типы людей - современников Грибоедова. «Портреты, и только портреты входят в состав комедии и трагедии, - заявлял автор «Горе от ума», - в них однако есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные - всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратьев. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь».

Это принципиальное положение автора комедии позволяет правильно оценить всех ее героев, понять специфику их характеров и значение не только в этом произведении, но и в более широком контексте - как определенных человеческих типов, присущих отнюдь не только той эпохе, когда разворачивается действие комедии. Хотя, разумеется, черты времени отразились как в основном общественно-политическом конфликте пьесы, обстоятельствах, в которых действуют ее герои, так и в чертах образов-персонажей, но значение последних выходит далеко за пределы своего времени.

Именно с этой точки зрения можно рассмотреть проблему бюрократии в «Горе от ума». Ведь среди основных героев этой комедии, по крайней мере, два представляют собой разные типы чиновников, существовавших в России той эпохи. Это Фамусов, высокопоставленный московский чиновник, и Молчалин - его подчиненный, мелкий служащий. Оба они противопоставлены Чацкому, одна из важнейших сторон идейной программы которого состоит в борьбе с засильем бюрократии.

С другой стороны, важно рассмотреть этих двух представителей чиновничества с точки зрения центральной проблемы комедии - противостояния «века нынешнего» и «века минувшего». Ведь Фамусов не только по возрасту старше Молчалина. Он - уже сложившийся человек, карьера которого успешно состоялась. Молчалин же не только молод, но и находится в самом начале своего продвижения по служебной лестнице. Может, Грибоедов хотел показать в нем новый тип российского чиновника, отказавшегося от тех принципов, которые были характерны для поколения «отцов»?

В свое время Гончаров в критическом этюде «Мильон терзаний», посвященном комедии Грибоедова, отметил: «В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы». Действительно, перед нами проходит целый ряд живых, полнокровных человеческих характеров и типов, отражающих черты людей той эпохи. Они находятся в своей привычной среде и занимаются типичными для этого круга делами.

Именно комедия Грибоедова дала название этому кругу лиц - фамусовское общество. В пьесе его составляют домашний круг московского барина, крупного чиновника, богатого и знатного человека Фамусова и гости, съехавшиеся к нему в дом на бал. В это общество не входит из действующих лиц только Чацкий и пара упоминаемых в репликах внесценических персонажей - брат Скалозуба и князь Федор, Племянник свояченицы Фамусова, влиятельной московской дамы Хлестовой. Именно они противопоставляются по своим взглядам, убеждениям, образу жизни фамусовскому обществу как некоему единству, основанному прежде всего на консерватизме своих позиций. Это и есть так называемый «век минувший», противостоящий тем, кто представляет «век нынешний», то есть новую, прогрессивно настроенную часть общества, стремящуюся к переменам. Столкновение этих двух «веков» и составляет основу общественно-политического конфликта комедии, отражающего реальное положение общества той эпохи.

Очевидно, что несмотря на разницу в возрасте (Молчалин чуть старше Чацкого, а Фамусов годится ему в отцы) оба наши героя являются представителями одного и того же круга, а потому им присущи общие для фамусовского общества черты. Как и принято в этой среде, оба они превыше всего ценят богатство и чины. Вот с каким восхищением рассказывает Молчалин о некой важной московской даме:



Татьяна Юрьевна!!! Известная, - притом

Чиновные и должностные -

Все ей друзья и все родные...



Вполне соответствует такому мнению оценка Фамусовым Скалозуба как возможного жениха для его дочери:



Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал.



Так в этом обществе заведено «исстари»: «...У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь». С «отцами» у самого Фамусова все в порядке: недаром он с таким почтением вспоминает покойного дядю Максима Петровича и приводит его в пример Чацкому. Этот важный вельможа Екатерининской эпохи добился больших высот в жизни в результате курьеза: упал на лестнице, а императрицу это развеселило. И тогда он, как шут, еще раз специально повторил это падение, за что и был пожалован. Самому Фамусову нет необходимости так унижаться - он уже «достиг степеней известных», но вот Молчалин явно готов пойти по этой проторенной дорожке. У него тоже завет отца, только находящегося гораздо ниже по рангу:



Мне завещал отец:

Во-первых угождать всем людям без изъятья;

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.



Конечно, как говорится, планка пониже, но критерии все те же, и немудрено, что ярый противник такой системы угодничества и подхалимства Чацкий, убежден: Молчали «дойдет до степеней известных, / Ведь нынче любят бессловесных». Недаром даже фамилия у этого героя - Молчалин.

Но зададимся вопросом: так ли все это далеко от нас, столь ли отдален тот, грибоедовский, «век минувший», где «Молчалины блаженствуют на свете», от нашего времени? Вообще-то, «минувшим веком» всю эту устоявшуюся систему жизненных норм и правил поведения называет Чацкий, а мы-то знаем, что он во многом романтик, идеалист. Пожалуй, Чацкий несколько поторопился в своих прогнозах. Разве и сейчас карьеризм и угодничество редко встречаются среди нашего современного чиновничества? Увы, «свежо предание, да верится с трудом».

Но, может быть, все не так уж и плохо. Современный американский психологи Дейл Корнеги в книге «Как завоевывать друзей» рассматривает множество случаев из жизни разных людей, в том числе и эпизоды, посвященные отношениям с начальством. При этом он дает некие правила поведения, общения с людьми, которые должны способствовать успехи в жизни. Удивительно, но эти правила, выведенные зарубежным психологом в условиях совсем иной действительности - Америки XX века, - с точностью выполняет Молчалин - молодой чиновник из комедии Грибоедова о Москве XIX века. Корнеги, например, рассказывает случай, когда один человек полностью завоевал расположение другого, похвалив его собак. Как тут не вспомнить нашего Молчалина: «Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка, - говорит он влиятельной и почитаемой в этом обществе Хлестовой, - Я гладил все его; как шелковая шерстка!»

По логике Корнеги получается, что такой человек, как Молчалин, - идеал современного чиновника и бизнесмена. Его основные качества - «умеренность и аккуратность» - в сочетании с цепким практическим умом и умением располагать к себе людей (разумеется, с совершенно определенной целью), - вот то, что нужно для достижения успеха в современном американском обществе, если веритьКорнеги.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Первое действие представляет собой экспозицию конфликтного
    Своеобразие конфликта в комедии «Горе от ума» состоит в том, что в произведении происходит взаимодействие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Две комедии как будто...смотреть целиком
  2. Крылатые выражения из произведения Грибоедова «Горе от ума».
    1) Счастливые часов не наблюдают; 2) Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь; 3) Чтоб иметь детей, кому ума не доставало?; 4) Чины людьми даются, а люди могут обмануться; 5) Подписано, так с плеч долой; 6) И дым Отечества нам...смотреть целиком
  3. Художественные особенности комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова
    О своеобразии комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” писали многие критики. Например, В. Г. Белинский сказал так: “Горе от ума” — это благороднейшее создание гениального человека”. Наиболее же полный и исчерпывающий отзыв о комедии — это критический...смотреть целиком
  4. Современное прочтение Грибоедова
    Александр Сергеевич Грибоедов является автором замечательной реалистической комедии “Горе от ума”. Наследуя сатирические традиции Фонвизина и Крылова, он сумел создать русскую политическую комедию на бытовом материале, с широким изображением современных...смотреть целиком
  5. Черты реализма и классицизма в комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» является соединение в одном произведении черт классицизма и критического реализма. От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданское содержание. Идея комедии может быть сформулирована...смотреть целиком
  6. Чем привлекает меня образ Чацкого (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    В произведениях русской литературы XIX века я особенно люблю и ценю три образа. Это Дмитрий Рудин, Владимир Ленский и Александр Чацкий. Три очень разных человека. И в то же время между ними есть много общего. Всех их роднит глубокий, незаурядный ум,...смотреть целиком
  7. Смысл названия комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»
    «Горе от ума» — первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует...смотреть целиком