Название любого произведения - ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание - прямое или косвенное - на основную мысль, положенную з основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом вообще всегда был очень важен и актуален для комедиографов, принадлежавших к школе классицизма, предшественников А. С. Грибоедова.

Вспомним тех же Мольера и Бомарше, в их комедиях этот конфликт присутствует, он обозначен там довольно зримо. В «Горе от ума» этот конфликт выглядит иначе, переосмысляется. Современники не могли не почувствовать этого, поскольку возникло несколько мнений. Например, мнение Гончарова и Пушкина о Чацком и о том, кто же, по замыслу Грибоедова, является носителем ума в комедии. Гончаров в статье «Ми-льон терзаний» писал:

* Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме.

Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Пушкин же действительно говорил в письме Бестужеву о том, что «умное действующее лицо» в комедии - Грибоедов, а Чацкий - это только «пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Итак, что же такое ум в комедии Грибоедова и кто является в ней умным человеком?

Ум является теоретической добродетелью.

Для предшествовавших комедиографов он не был недостатком (Фимент, умный человек, - резонер в «Мизантропе» Мольера; положительными героями являются Стародум, Правдинз «Недоросле» Фонвизина и т. д.). Отклонениями, которые высмеивались авторами, были глупцы (Митрофан у Фонвизина, например). Важно отметить, что только соблюдение меры считалось умом (поэтому для Мольера умник Альцест не является идеалом, достойным подражания).




Умом как чувством меры обладает Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит хозяину и помогает, Чацкому же его ум (а «речь его кипит умом, остроумием», как говорит Гончаров) только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему «мильон терзаний». Удобный ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже не борьба ума и глупости. В пьесе Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. «Горе от ума» - комедия, перешагнувшая классицизм.

Категория ума имеет отношение к философскому строю пьесы, невозможному в комедии классицизма, ориентированному на уже заданные абсолютные истины.

В произведении Грибоедова задается вопрос: что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый говорит об уме (Фамусов: «Скромна, а ничего, кроме проказ и ветру на уме»; Софья: «Остёр, умён, красноречив», «ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко»). У каждого героя есть свое представление об уме. Эталона ума нет в пьесе Грибоедова, поэтому нет в ней победителя. «Комедия дает Чацкому только «мильон терзаний» и оставляет, повидимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы».

Чацкий отличается от окружающих не тем, что он умнее, а тем, что он человечнее, чувствительнее («чувствителен, и весел, и остер», как говорит Лиза). Для Чацкого существуют две несовпадающие категории: ум и чувство (он говорит Софье, что у него «ум с сердцем не в ладу»); описывая Молчалина, он снова разграничивает эти понятия: «Пускай в Мол-чалине ум бойкий, гений смелый, но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?..» Чувство оказывается выше ума светского (Чацкий в конце пьесы говорит: «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!» Он убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству).

Любовная драма становится выражением идейного одиночества героя. «Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме». «Горе от ума» Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума светского, а чувством («У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», как говорит Гончаров в «Мильоне терзаний») он привязан к свету.

Заглавие пьесы Грибоедова «Горе от ума» содержит в себе необычайно важный вопрос: что такое ум для Грибоедова. Ответа на этот вопрос писатель не дает. Назвав «умным» Чацкого, Грибоедов перевернул понятие ума и осмеял старое его понимание. Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, но наталкивающегося на нежелание понимать его, проистекающее именно из традиционных понятий «благоразумия», которые в «Горе от ума» связываются с определенной социальной и политической программой. Комедия Грибоедова, начиная с названия, обращена не к Фамусовым, а к Чацким - смешным и одиноким («один умный человек на 25 глупцов»), стремящимся изменить неизменяемый мир.

Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но все же не достигает реализма во всей его полноте.



Похожие сочинения

  1. Речевые характеристики героев комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    Современники Грибоедова восхищались языком комедии «Горе от ума». Еще Пушкин писал, что половина стихов пьесы войдет в пословицу. Затем Н. К. Пиксанов отмечал своеобразный речевой колорит комедии Грибоедова, «живость языка разговорного», характеристическую...смотреть целиком
  2. ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
    Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от > дает правдивую галерею узнаваемых характеров. Проходят сто. летия, но она по-прежнему интересна читателям, так как созда. на гением, прекрасно умеющим отобразить «вечные» человечес-кие пороки и добродетели....смотреть целиком
  3. В чем смысл «открытого» финала комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (вариант 1)
    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась автором в течение 8 лет (1816—1824 гг.). Это был период, когда русская литература бурно и активно развивалась. Меньше чем за полвека она прошла путь от классицизма к сентиментализму, романтизму, реализму....смотреть целиком
  4. Софья Фамусова, Татьяна Ларина и другие женские образы
    Женские образы в литературе XIX века Женские образы в литературе XIX в. Литература – это источник, откуда мы, читатели, черпаем информацию о той или иной эпохе. Произведения XVIII в. - начала XIX в. дают нам возможность ярко, красочно воспроизвести картину...смотреть целиком
  5. Драма интеллигента в обществе «глупцов»
    Одной из центральных тем в гениальной, на мой взгляд, пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» является тема участи интеллигента в «обществе глупцов». Эта проблема - один из вариантов темы «лишнего человека» - не является открытием в литературе. Грибоедов...смотреть целиком
  6. Идейное и эстетическое богатство комедии А. С. Ггрибоедова «Горе от ума»
    В мировой литературе не много можно найти произведений, которые, подобно комедии А. С. Грибоедова, в короткий срок снискали бы столь громкую всенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали соци­ально-политическую актуальность комедии,...смотреть целиком
  7. Что произойдет в доме Фамусова на следующий день после отъезда Чацкого
    Что произойдет в доме Фамусова на следующий день после отъезда Чацкого? Итак, все кончено! Надежды Чацкого на любовь разбиты, ему больше нечего делать в этом душном обществе Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов. Он здесь чужой: Вон из Москвы! сюда я...смотреть целиком