Своей
комедией А. С. Грибоедов сделал решительный
щаг (по определению В. Г. Белинского)
от “пошлого стертого ме-ханизма старинной
драмы” к новому, реалистическому методу.
Еще задолго до Грибоедова великий Фонвизин
стал отходить в своих комедиях от строгих
канонов классицизма. Недаром Вяземский
писал, что “молодой Чацкий похож на Ста-родума”.
Но все же Фонвизин в основном остается
верен принципам “старинной драмы”.

Говоря о
традициях и новаторстве в комедии, нельзя
не обратить внимание на смешение жанров в
произведении. Например, монолог Чацкого “А
судьи кто?” — прекрасный образец
дворянской сатиры начала века. “О,
просвещенье! О, времена! О, нравы!” — пишет
Горганов в своем послании князю
Долгорукому.

Разве не
это восклицание слышится в монологе
Чацкого?

Монолог
Чацкого “Что нового покажет мне Москва?”
весь состоит из блестящих эпиграмм,
напоминающих эпиграммы XVIII
— начала XIX
века.
Именно это позволило И. А. Гончарову
говорить об “эпиграмматической соли”
языка Грибоедова. Разговорный стиль
комедии напоминает басенный стиль. И
действительно, разве не слышим мы кры-ловских
живых интонаций в комедии (“Нельзя ли для
прогулок подальше выбрать закоулок”, “...что
станет говорить княгиня Марья Алексевна”)?

И басня, и
эпиграмма, и сатира — все эти жанры были
традиционны для времени Грибоедова, но
новаторство его состоит в том, что все это
соединено в одном произведении вопреки
законам классицизма.

“Горе от
ума” — комедия в стихах, а стих придает
некоторую неестественность речи. Почему же
так естественно звучат все реплики и даже
монологи? Потому что комедия написана
разностопным ямбом с переходом реплик в
середине строки.

Чацкий





Москву и
город... Ты чудак!





Платон
Михайлович





Да, брат,
теперь не так...





Пушкин
сказал о комедии Грибоедова: “О стихах не
говорю: половина войдет в историю”.

Пушкин
оказался прав. Как часто мы говорим: “Ба,
знакомые все лица” или “Служить бы рад,
прислуживаться тошно”. По афористичности
это сравнимо только со строками
из басен
Крылова. Белинский писал, что “хотя никак
нельзя доказать прямого влияния... басен
Крылова на язык и стих комедии... нельзя и
совершенно отвергать его”.

Новаторство
Грибоедова проявилось также и в методе
изображения героев. С героями Мольера или
Бомарше их роднят, пожалуй, только яркие
речевые портреты (примитивность речи
Скалозуба, говорливость Чацкого). Однако в
них отсутствует схематизм, присущий героям
классицистических комедий.

Грибоедов
сохраняет в своей комедии некоторые
традиционные амплуа (резонер, наперсница),
но они не выражены четко. Многогранность
характеров делает Чацкого одновременно и
резонером, и героем-любовником; Лиза — и
наперсница, и резонер. Вспомним служанку из
комедии Бомарше “Женитьба Фигаро”. Она,
так же как Лиза, устраивает любовные дела
своей хозяйки и получает за это в конце
пьесы вознаграждение, а Лиза в конце пьесы
находится под угрозой ссылки в деревню.

В комедии
соблюдается принцип единства места,
времени и действия. Но уместно ли об этом
говорить как о бесспорной черте “старинной
драмы”? Зритель, смотрящий на сцене “Горе
от ума”, не ощущает тесных границ времени и
места. Огромное количество внесценических
героев (например, Максим Петрович, брат
Скалозуба, князь Федор) расширяет место
действия. Прибавим еще к этому то, что
многие эти герои были узнаваемы публикой
грибоедовских времен, так как имели
прототипов в жизни. Драматург расширяет и
временные рамки с помощью упоминаний
героев о прошлом. (“При государыне служил
Екатерине”, “Свежо предание, да верится с
трудом”, “Нет, ныне свет уж не таков”).

Недаром И. А.
Гончаров пишет в своей статье “Мильон
терзаний”, что в комедии “отразилась, как в
чаше воды, вся прежняя жизнь Москвы, ее
рисунок, тогдашний ее дух, исторический
момент и нравы”.

Часто
говорят о нарушении единства действия в
комедии Грибоедова. И в первую очередь это
обусловлено своеобразным конфликтом “Горя
от ума”. Например, в комедиях Боше
существует только любовный конфликт, а в
комедиях вольера — социальный. В комедии же
Грибоедова переплетаются любовный и
социальный, усиливая друг друга.

Вернемся к
утверждению Гончарова о том, что в
отразился “исторический момент и нравы”.
Разве это черта только зарождающегося
тогда реалистического метода? В этом смысле
интересно сравнить “Горе от ума” с
трагедией А. С. Пушкина “Борис Годунов”.
Пушкин, как он сам говорит, “расположил
свою трагедию по системе Отца Шекспира и
принес в жертву ему два классицистических
единства” едва сохранив последнее. К тому
же Пушкин, как и Грибоедов, отказывается от
“шестистопного ямба”.
Он пишет белым пятистопным ямбом, иногда
прибегая даже к прозе. И все это ради того,
чтобы “заменить сей чувствительный
недостаток верным изображением лиц,
времени, развитием исторических характеров
и событий”.

Такое
сходство целей и средств обоих драматургов
говорит о том, что именно Грибоедов стал
зачинателем реалистических традиций в
русской литературе, блистательным
продолжением которых стал Пушкин —
основатель русского критического реализма.

Похожие сочинения

  1. Содержание комедии «Горе от ума»
    «Горе от ума» — одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии, продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет. «Горе от ума» — плод патриотических...смотреть целиком
  2. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества
    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...смотреть целиком
  3. Авторская позиция и средства ее выражения в комедии "Горе от ума"
    Создание и существование комедии "Горе от ума" так же полно парадоксами, как и жизнь ее автора А.С. Грибоедова. Неизданная комедия стала известна "всей читающей России". Принятая сразу же, она тем не менее многими была до конца...смотреть целиком
  4. «А судьи кто?!» (Чацкий глазами Фамусова, Софьи и других героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Сей риторический вопрос, озвученный главным героем комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Александром Андреевичем Чацким, давно уже покинул пределы литературного произведения и по нынешний день существует самостоятельно. Этим вопросом задается каждый...смотреть целиком
  5. Современное прочтение Грибоедова
    Александр Сергеевич Грибоедов является автором замечательной реалистической комедии “Горе от ума”. Наследуя сатирические традиции Фонвизина и Крылова, он сумел создать русскую политическую комедию на бытовом материале, с широким изображением современных...смотреть целиком
  6. Мастерство реалистического изображения жизни в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Успех «Горя от ума», появившегося накануне восстания декабристов, был чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет» — так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию и...смотреть целиком
  7. Особенности конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума»  Новое!
    «Горе от ума» — первая русская реалистическая комедия. Реализм пьесы, выразился в типизации характеров и обстоятельств, а также отказе автора от сюжетно-композиционных канонов.«Характеры и редкая картина нравов» были пугающе достоверны — считал А.Пушкин. Соблюдая...смотреть целиком