Александр Сергеевич Грибоедов — гениальный художник русского реализма, создатель бессмертной комедии “Горе от ума”. Как истинно великий и гениальный писатель, Грибоедов ставил и решал в своем творчестве основные, важнейшие вопросы, связанные с жизнью и судьбами русского народа. Комедия “Горе от ума” сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания многих поколений России. Свою нравственно-воспитательную силу комедия не утратила и сегодня. В последнее время, к сожалению, она стала очень актуальной. Поклонение золотому тельцу, осмеянному в комедии, выросло в наши дни и стало самым популярным занятием. Все то, что подвергал критике Грибоедов, можно отнести с небольшими изменениями к нашей действительности.
Грибоедов не только отразил “свой век”, но и показал борца, способного изменить этот порядок. Комедия показала личную и общественную драму Чацкого. Конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на интимно-любовные. “Не человек, змея”,— говорит о нем Софья. А давно ли она была его сторонницей, разделяла передовые взгляды на общество, образование, службу Родине. Чацкий удивлен переменой в Софье:

“Послушайте, ужли слова мои все колки
И клонятся к чьему-нибудь вреду?
Но если так: ум с сердцем не в ладу”.

А в ладу ли с собой наш герой? Он спорит с Павлом Афанасьевичем, доказывая свою правоту, ругая признанные в этом доме авторитеты:

“А судьи кто?
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?”

Высказывает не разделяемые хозяином мысли на воспитание, образование, службу. Чацкий желает прогресса, которого так боится Фамусов и его окружение. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, — замечает Александр Андреевич. Павел Афанасьевич же придерживается полярно противоположного мнения. Говоря об известном чиновнике, взятом им за образец, Фамусов признается:

“Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб...”

На что Чацкий парирует:

“И точно, начал свет глупеть...”

Александр Андреевич, видя холодность Софьи, не хочет в это верить. Любя ее всем сердцем, Чацкий упрекает героиню, что она его дразнила, “надеждой завлекала”, но он лукавит перед собой и нами. Софья сразу дала ему понять, что он ей безразличен. Но влюбленный Чацкий отказывается в это верить и проходит свой “мильон терзаний”, по образному выражению Гончарова.
Чацкий смелый и самоотверженный борец с косностью и чванством, низкопоклонством и бездуховностью. Внешне он терпит поражение в столкновении с фамусовским обществом. Объявив сумасшедшим, окружающие отвергают его, а главное, он узнает всю правду о Софье, ее нелюбви к нему, о счастливом сопернике Молчалине. Наш герой с возмущением говорит:

“Безумным вы меня прославили всем хором,
Вы правы: из огня тот выйдет невредим.
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет”.

Чацкий покидает это общество, отвергшее его. Герой в поиске единомышленников, которые не только поддержат его, но и разделят с ним свои взгляды, идеи переустройства России. И мы знаем, что это будущие декабристы, благородные, сильные, стремящиеся отдать силы, талант, знания на пользу России.

Похожие сочинения

  1. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".)
    Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями:...смотреть целиком
  2. Чацкий и Молчалин.
    Комедия Грибоедова “Горе от ума” — выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека,...смотреть целиком
  3. Художественные особенности пьесы А С Грибоедова «Горе от ума»
    А.С. Грибоедов, поистине выдающийся драматург, до сих пор удивляет читателей мастерством создания одного из самых трудных жанров в литературе. Его драматургическое мастерство я постараюсь показать в своей работе, остановившись на главных художественных...смотреть целиком
  4. Фамусов и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
    В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик. Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных...смотреть целиком
  5. Черты реализма и классицизма в комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» является соединение в одном произведении черт классицизма и критического реализма. От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданское содержание. Идея комедии может быть сформулирована...смотреть целиком
  6. Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Пьеса “Горе от ума” была написана в тот период, когда в литературе развивался романтизм и реализм. Грибоедов — писатель, заложивший основы новаторства в русской драматургии XIX века. Несмотря на жесткие требования классицистических канонов — наличие...смотреть целиком
  7. «Горе от ума» — одно из самых злободневных произведений русской драматургии
    «Горе от ума» — одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественно совершенной форме откликнуться на актуальные явления современности. Проблемы,...смотреть целиком