В своей комедии А.С. Грибоедов поднял очень серьезную проблему своего времени – тему вражды защитников старого, косного быта и сторонников нового мировоззрения, стремящихся к новой, свободной жизни. Если персонажи-консерваторы в комедии представлены очень широко, то новое поколение можно рассматривать только на примере Чацкого (есть, конечно, так называемые внесценические персонажи, единомышленники Чацкого, но они не участвуют непосредственно в сюжете и их личности не подвергаются глубокому анализу).

Для раскрытия образа Чацкого, понимания сущности его конфликта с обществом, а также для доказательства его одиночества используются не только его взаимоотношения с Фамусовым и ему подобными, но и с Софьей, девушкой, которую он любит.

Образ Софьи противоречив; очень метко написал о ней в своей критической статье "Мильон терзаний" Н.А. Гончаров: с одной стороны, "в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости", но с другой – "она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха". В свои семнадцать лет она, по словам Чацкого, "расцвела прелестно" и, к тому же, проявляет завидную независимость суждений, которая недоступна ни Молчалину, ни ее отцу. Это видно, если сопоставить три высказывания: фамусовское "что станет говорить княгиня Марья Алексевна?", молчалинское "ведь надобно ж зависеть от других" и слова Софьи: "Что мне молва? Кто хочет, так и судит". Она искренна в выражении своих чувств, вспомнить хотя бы, как она падает в обморок у всех на глазах из-за происшествия с Молчалиным. И ее любовь к нему – не лицемерие, не обман, а ее искреннее заблуждение. Софья была воспитана в доме отца, для девушки дворянского круга она получила достойное образование; но она, не зная бурных страстей в жизни, чересчур увлекалась чтением романов.

Ей сна нет от французских книг,

говорит ее отец о ней. И Молчалину, как и пушкинская Татьяна Онегину, она придала черты героев любимых романов.

…уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит…


Она сама не замечает, что такая характеристика не может быть причиной, чтобы полюбить человека. Но она хочет видеть в Молчалине того самого единственного избранника. Хочет, потому что не с кем сравнивать, потому что больше никого нет; дом Фамусова – царство скуки и тоски для молодой девушки романтического склада мышления. И Молчалин, имея свой корыстный интерес, надевает маску такого скромного рыцаря из ее романов.

Но, тем не менее, Софья – дитя общества, в котором родилась и выросла. Она не брезгует ложью, чтобы отец не догадался о ее отношениях с Молчалиным, поскольку тот бы, естественно, был против такого брака, поскольку знал, что Молчалин беден. Скептически относясь к современному ей обществу, она, стоит заметить, не идет с ним на конфликт, она живет по его законам – и не чувствует себя очень ущемленной.

Что касается ее отношений с Чацким, то здесь она выступает скорее на стороне отца. Она не понимает того, что говорит ей молодой человек, его взволнованность, прямолинейность вызывает у нее если не страх, как у Фамусова, то, как минимум, раздражение. "Не человек – змея", – делает свой вывод Софья и придерживается его до конца пьесы. И, что интересно, именно она становится для Чацкого той силой, которая наносит ему последний, наиболее болезненный удар. Ведь вспомним – именно она пускает среди гостей Фамусова заведомо ложную сплетню о сумасшествии Чацкого. И самое главное – понимая, что подобные разговоры неизбежно вынудят молодого человека уехать из Москвы, она все же даже впоследствии не опровергает их.

Насколько глубоко Софья умеет чувствовать, видно и по ее слепой любви к Молчалину, и также по тому, как она переносит разочарование. Услышав разговор Молчалина и Лизы, своей горничной, она мгновенно понимает всю сущность бывшего возлюбленного, который был готов для нее на все лишь потому, что она была дочерью "такого человека".

Гончаров в уже упоминавшейся статье "Мильон терзаний" выразил оригинальную трактовку отношений Софьи с Молчалиным. По его мнению, Софье, как девушке самостоятельной, решительной и сильной, был нужен человек, которому можно (и нужно) было покровительствовать, "муж-мальчик", "муж-слуга".

Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для одних, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит…

Так говорит она Чацкому о Молчалине. Это как нельзя лучше доказывает трезвость ее суждений: она понимает, что избранник не блещет интеллектом, но это-то ей и надо! Ей нужно кого-то любить, нужно, чтобы ее любили – молчаливо, скромно, не противореча – именно об этих качествах Софья не устает говорить Чацкому. Именно поэтому Гончаров считает, что "тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого" именно Софье – она потеряла в лице Молчалина такого подходящего ей кандидата в мужья. И только мужественный характер позволяет ей перенести гнев отца и насмешки Чацкого в конце пьесы.

Если примитивно поделить персонажей на "плохих" и "хороших", что было характерно для предыдущей литературной традиции, где это деление было весьма очевидным, то Софья останется за пределами этой классификации, ее нельзя отнести ни к тем, ни к другим, она как бы посередине. Живя в доме Фамусова, дыша этой атмосферой, она все же близка Чацкому, и ни одна чаша этих весов не может перевесить. Ее образ стал одним из самых спорных в произведении, критики никогда не могли прийти к единому мнению, подвергая его анализу, но единственное, в чем они безусловно сходились, – это то, что присутствие в произведении подобного образа – это несомненный признак реализма, пусть даже и только зарождающегося в русской литературе.

Похожие сочинения

  1. ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”.
    Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений...смотреть целиком
  2. Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанная между 1815 и 1820 годами и увидевшая свет в 1824 году, остается в русской литературе величайшим памятником. Автор, говоривший о себе: «Я как живу, так и пишу свободно и свободно», создал произведение,...смотреть целиком
  3. Сюжетная основа произведения «Горе от ума» Грибоедова
    Комедия написана в 20-х годах XIX века. После победоносной войны с Наполеоном 1812 года, когда русский народ нанес смертельный удар наполеоновской армии, снискавшей в Европе славу непобедимой, с особой остротой встало противоречие между величайшими возможностями...смотреть целиком
  4. В чем смысл "открытого" финала комедии А С Грибоедова "Горе от ума" (2)
    В те годы, когда А.С.Грибоедов создает свою комедию, в русском обществе уже четко наметился разрыв между образованной частью общества, думающей и ищущей, стремя щейся к коренным изменениям в русской жизни, и властью. Война 1812 года, вызвавшая общий...смотреть целиком
  5. «Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевана!» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину...смотреть целиком
  6. Образы чиновников в пьесах А. С. Грибоедова «Горе от ума» и Н. В. Гоголя «Ревизор»  Новое!
    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была закончена автором в 1824 году, пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» появилась в 1836. Это было время в истории России, когда чиновничье бюрократическая система управления государством все более и более ветшала и становилась...смотреть целиком
  7. Фамусовское общество
    Комедия "Гоу" была написана Г-довым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20ых годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по...смотреть целиком