Комедия «Горе от ума», написанная А. С. Грибоедовым, стала одним из самых ярких событий в литературе, при чем, не только в литературе начала девятнадцатого века. Главным персонажем этой сатирической комедии является персонаж Чацкого. Без этого образа, созданного Грибоедовым, как отмечают критики, не было бы самой комедии. Грибоедов был первым писателем, который человека - носителя высоких идей, бунтаря, который видит и вскрывает недостатки тогдашнего общества. Персонаж Чацкого - это человек, который встает на защиту культуры, гуманности, правды, ума. Чацкий пытается воспитать в себе новые формы морали, которые являются более совершенными. Он показывает совершенно новые, не существовавшие до него, взгляды на отношения между людьми и на мир в целом.




Чацкий предстает перед читателями человеком. который не хочет и не будет мириться с идеями и делами реакционеров и крепостников. Но, к сожалению, Чацкий в своих взглядах одинок. Ведь фамусовское общество не привыкло жить теми представлениями о жизни, какими живет Чацкий. Показателен в этом плане момент, когда Чацкий, вернувшись после трехлетнего заграничного странствования домой, приезжает в дом к Фамусову. У Фамусова Чацкий сталкивается с очень прохладным приемом, как хозяина дома, так и его дочери Софьи, к которой Чацкий питает прекрасное чувство любви. Его нетерпимость к покорности и раболепству не находит понимания у этих людей. Его мысли и слова их просто пугают. В ходе произведения наш герой понимает, что искоренить все недостатки общества будет нелегко, а сделать это быстро - практически невозможно. Ведь «прошедшего житья подлейшие черты» создавались не один десяток лет и прочно укоренились в обществе, которое основывается на крепостничестве и самодержавии. Чацкий является человеком нового поколения и от имени всего этого «нового» поколения задает вопрос: «А судьи кто?», тем самым подвергая сомнению те авторитеты общества, которые были прочны и крепки в то время. Таким образом, Чацкий противопоставляет «новое» поколение с новыми взглядами на жизнь и ее смысл, общество, культуру старому поколению, привыкшему жить среди невежд и крепостников, главными орудиями которых для достижения своих меркантильных целей были ложь, клевета. А главным оружием Чацкого против старых устоев было его слово, которое являлось пламенным, сильным, метким, разящим, преисполненным свободы.

Понимая, что он находится в меньшинстве, что окружение не приемлет его взгляды, Чацкий уезжает из Москвы. Но он уезжает не для того, чтобы спастись бегством от непонимания большинства общества, яркими представителями которого являются Фамусов и Молчалин, а для того, чтобы бороться с ними, нанести им сокрушительный удар.

Образу Чацкого в произведении «Горе от ума» противопоставляется образ Молчалина. Молчалин, человек не такого высокого происхождения, как Чацкий (Чацкий был сыном знатного дворянина). Но, Молчалина в свое время взял под крыло Фамусов, что оказало значительное влияние на него. Молчалин был выгоден Фамусову. Главная разница между Чацким и Молчалиным заключается в том, что Чацкий - умный и благородный, а Молчалин является человеком умным и подлым. В отличие от Чацкого, Молчалин обладает такими качествами, как подлость и низость. Ему присущи расчет и продажность. Отношение Молчалина к Софье также проникнуто расчетом. Она ему выгодна из-за того, что Софья может, когда возникнет необходимость, замолвить нужное словечко. Таким образом, Фамусову, Молчалину и другим подобным им людям, ум необходим лишь для получения личной выгоды. Именно поэтому ум, мысли и поступки Чацкого кажутся Фамусову, Молчалину и их окружению безумными. Герцен назвал действия Чацкого так: «идет прямым путем на каторжные работы». А Молчалин всеми доступными ему методами и способами пытается жить с выгодой для себя, делать себе карьеру, устраивать свои личные дела. Но, историей было доказано, что победа достанется истинным патриотам, таким людям, как Чацкий.

Похожие сочинения

  1. ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”.
    Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений...смотреть целиком
  2. История создания и анализ комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    «Грибоедов — «человек одной книги», — заметил В.Ф.Ходасевич. — Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места». Творческая история комедии, над которой драматург работал несколько лет, исключительно сложна....смотреть целиком
  3. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества
    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...смотреть целиком
  4. Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
    Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали...смотреть целиком
  5. Характеристика образа Фамусова в комедии «Горе от ума»
    Фамусов — убежденный крепостник, готовый из-за любого пустяка сослать в Сибирь «на поселенье» своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещения, «низкопоклонник, льстец», человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими...смотреть целиком
  6. Диалог Фамусова с Чацким
    В 1824 году АС Г-дов написал свою комедию "Горе от ума", которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. В этой пьесе Г-дов показал важную проблему всех времен - конфликт между "веком нынешним" и "веком минувшим". Одним из...смотреть целиком
  7. Авторская позиция и средства ее выражения в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»  Новое!
    В XVIII—XIX веках русская литература тяготела к подражанию французскому театру. «Наша драма — подкидыш», — писал Вяземский. Перенимая все законы классицизма, драматург обязан был показать в пьесе противоборство добра и зла. Но специфика любого драматического...смотреть целиком