Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была закончена автором в 1824 году, пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» появилась в 1836. Это было время в истории России, когда чиновничье бюрократическая система управления государством все более и более ветшала и становилась тормозом общественно политического развития России, так как не реформировалась со времен Екатерины Второй. Именно это обстоятельство, а также то, что оба автора избрали для своих произведений драматический жанр комедии, определяет целый ряд сходств в изображении чиновников обоими писателями.
И для Фамусова, являющегося «управляющим в казенном месте», и для Молчалина, числящегося «по архивам», а на самом деле исполняющего обязанности секретаря Павла Афанасьевича, служба не является делом их жизни, они не собираются посвящать ей значительную часть своего времени. Фамусов за весь день, в течение которого действие комедии разворачивается в его доме, занимается делами один раз с утра, да и то по настоянию секретаря, которому, в свою очередь, надо оправдаться и объяснить, как он попал ранним утром на половину Софьи, дочери начальника. Правда, Алексей Степанович предупреждает, что в бумагах «противуречья есть и многое не дельно», а в ответ слышит, что главное, чтобы «множество не накоплялось их», «подписано, так с плеч долой».
Точно такое же бюрократическое отношение к делу и службе мы видим и в комедии «Ревизор». Правда, в ней изображены не московские чиновники, а провинциальные. Но зато Гоголь изображает их сообщество более полно и объемно. Мы знакомимся в пьесе с целой «корпорацией разных служебных воров и грабителей» уездного города: городничим Сквозником Дмухановским, судьей Ляпкиным Тяпкиным, почтмейстером Шпекиным, попечителем богоугодных заведений Земляникой, смотрителем училищ Хлоповым. Все они, как выясняется из речи городничего, имеют за собой «грешки», то есть весьма халатно относятся к своей службе. Поэтому на улицах «кабак, нечистота»; в суде вместо изображения Фемиды висит арапник, а в присутственном месте гуляют «гуси с гусенками»; учитель истории не может взойти на кафедру, не скорчивши страшную гримасу; больные больше похожи на кочегаров и кормят их «габерсупом», то есть щами, запах которых распространяется по всей больнице. Примечательно то, что вспоминает об этом городничий только по случаю приезда ревизора, а в обычные дни это не удостаивается его внимания.
Если все эти люди не интересуются службой, тогда зачем же они служат? На этот вопрос в комедии А. С. Грибоедова отвечает Фамусов, когда советует Чацкому «послужить», и Молчалин, говоря, что его цель – «И награжденья брать, и весело пожить». Таким образом, мы узнаем, что служба – это в представлении таких людей вовсе не служение Отечеству, а способ добывания денег и положения в обществе. Именно поэтому Фамусов приводит в пример историю жизни достойного человека Кузьмы Петровича, который «был почтенный камергер С ключом и сыну ключ умел доставить», то есть занимал придворную должность и сумел передать ее по наследству сыну. Именно поэтому Павел Афанасьевич предпочитает видеть женихом Софьи полковника Скалозуба, который «и золотой мешок, и метит в генералы», а вовсе не Чацкого, который хочет служить «делу, а не лицам».
Точно такие же цели службы мы видим и среди чиновников гоголевской комедии. Автор письма, в котором сообщается о приезде ревизора, пишет, что городничий умный человек, который не любит «пропускать того, что само плывет в руки», из речи Сквозника Дмухановского мы узнаем, что он уже трех губернаторов «пересидел». Когда Хлестаков делает предложение дочери городничего, то его мечты все о том же – добывании чинов (он с помощью зятя собирается стать генералом и переселиться в Петербург). Чем не полковник Скалозуб из грибоедовской комедии, заявляющий: «Мне только бы досталось в генералы». Не так уж отличается в этой сцене многоопытный городничий от, казалось бы, своего антипода Ивана Александровича Хлестакова, который после угощения, выдавая желаемое за действительное, также рассказывает о своем высоком чине, положении в обществе и роскошной жизни. Оказывается, у них общие представления о цели и смысле службы, так как это общая мечта всех чиновников того времени.





При общем стремлении «сыграть роль хоть на вершок выше» той, которую исполняешь сейчас, совершенно неважным становится то, как этого добиться. В ход идет все: подлость, лесть, умение «подслужиться», как называет это в комедии «Горе от ума» Фамусов. Именно так для построения карьеры он советует действовать молодым, приводя в пример своего дядюшку Максима Петровича, который «при государыне служил Екатерине», был «вельможа в случае», так как сумел рассмешить государыню на дворцовом приеме тем, что несколько раз падал, сначала случайно, «вдругорядь уж нарочно». Так действует и сам Фамусов, прислуживая Скалозубу. Так действует и его секретарь Молчалин, который вынужден «прислуживаться» всем, начиная с Фамусова и кончая его дочерью Софьей и гостями на балу. Такой же тактики придерживаются и гоголевские чиновники, всячески развлекая Хлестакова, переселяя его из гостиницы в дом городничего, угощая его в каждом городском заведении, суя ему взятки и при этом осведомляясь, не будет ли каких указаний у того, кого они считают начальником.
Сходными можно назвать также интересы и обычные занятия чиновников грибоедовской и гоголевской комедий. Павел Афанасьевич Фамусов утром в табель календарь вносит разные дела «на память», вернее, заставляет это делать буфетчика Петрушку. И выясняется, что важными делами он считает «форели», на которые он «к Прасковье Федоровне… зван», «погребенье», крестины у вдовы доктора (правда, он не знает, в какой день они состоятся, но думает, что на этой неделе). На вечер этого дня у него намечен съезд гостей в собственном доме. Воистину, прав Чацкий, который говорит, что жизнь в Москве – это «обеды, ужины и танцы». Примерно так же проводят время и чиновники в комедии «Ревизор». Их жизнь более тиха и провинциальна, но и она включает в основном развлечения: карты, обеды, закуски, вино… Именно так они принимают Хлестакова в разных учреждениях города, поэтому из всех впечатлений Хлестаков запоминает рыбу «лабардан», а вовсе не работу городских служащих.
Никаких серьезных интересов и взглядов на службу ни в фамусовском обществе, ни в окружении городничего не имеют. Все чиновники Москвы хвалят книгу Фомы Фомича, но вовсе не потому, что прочитали, а потому, что этот человек занимает солидный пост. Фамусов про себя говорит, что ему даже от русских книг «больно спится». В окружении городничего только судья Ляпкин Тяпкин «прочитал пять шесть книг и потому несколько вольнодумен», остальные же вполне верят россказням Хлестакова, что именно он написал «Юрия Милославского», возражает ему только дочь городничего, которая знает, что это сочинение «господина Загоскина».
Комедия А. С. Грибоедова посвящена не только изображению чиновников, поэтому некоторые аспекты их деятельности не нашли там отражения. Гоголевская комедия «Ревизор», в которой изображение жизни чиновничества является главной задачей, затрагивает и такие существеннейшие черты их поведения, как взяточничество и казнокрадство, страх перед начальством и чинопочитание. Но, с другой стороны, если в грибоедовской комедии находится человек, чьи взгляды противоположны чиновничьим (Чацкий), то в гоголевской комедии этим людям противостоит только смех и мысленные представления автора, о том, каким должен быть настоящий чиновник.
Несмотря на эти отличия, оба автора совершенно очевидно сатирически изображают жизнь чиновничества и считают, что бюрократический аппарат России должен как можно скорее претерпеть существенные изменения.

Похожие сочинения

  1. Кто же Чацкий: победитель или побежденный
    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали...смотреть целиком
  2. Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".
    Одним из выдающихся произведений первой половины ХIX века является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих...смотреть целиком
  3. Чацкий и фамусовское общество. (6)
    “Горе от ума” — реалистическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни. В комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе,...смотреть целиком
  4. «Счастливые часов не наблюдают» Софья и Молчалин
    1. Актуальность драматургии Грибоедова в наши дни. 2. Сюжет и герои комедии «Горе от ума». 3. Фамусовы и Молчалины. Комедию «Горе от ума» можно с уверенностью назвать одним из самых острых и злободневных произведений русской драматургии. Разнообразные...смотреть целиком
  5. Замысел «Горя от ума» Грибоедова
    Замысел «Горя от ума», по-видимому, возник у Грибоедова в 1816 г. Бегичев указывает, что «план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге 1816 г. и даже написаны были несколько сцен; но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил...смотреть целиком
  6. В комедии Грибоедова 25 глупцов на одного здравомыслящего
    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824 год) представлена Москва, ее нравы начала XIX века. Заглянем в дом «московского туза» Павла Афанасьевича Фамусова, управляющего в казенном месте. Чем занят Фамусов? Каков круг его интересов? Каково его окружение?...смотреть целиком
  7. Жанровое своеобразие пьесы Александра Грибоедова «Горе от ума»  Новое!
    Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но...смотреть целиком