В системе персонажей пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» важное место занимают женские образы. Центральным является образ Софьи, дочери Фамусова, московского барина, управляющего в казенном месте. Ее образ трудно определить однозначно. Пушкин в своей критической статье заметил: «Софья начертана неясно».

Французские книжки, на которые сетует Фамусов («Ей сна нет от французских книг»), фортепиано, стихи, французский язык и танцы - вот то, что считалось необходимым в воспитании барышни того времени. С одной стороны, семнадцатилетняя девушка житейски мудра (ведь она дочь своего отца), рассудительна, с другой стороны, слепа в своей любви к Мол-чалину. Ведь она любит не его, а тот идеал, который она почерпнула из сентиментальных французских романов. Но этот идеал на самом деле оказывается далек от совершенства. Она искренна в своем стремлении покровительствовать «безродному» Молчалину, в дальнейшем же надеясь сделать из него «мужа-мальчика, мужа-слугу». Ведь Софья - девушка своего класса и времени. А в обществе царит всевластье женщин, поэтому «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей» - это осознанная или неосознанная мечта Софьи.

Именно Софья повинна в том, что Чацкий был объявлен сумасшедшим. Это она заклеймила его, сказав: «Вот нехотя с ума свела». Конечно, героине с ее житейской мудростью ближе Молчалин, который принимает «вид любовника в угодность дочери такого человека», а с Чацким ей бы пришлось выпить свою чашу страдания, вынести свой «мильон терзаний». Она в данном случае руководствуется здравым смыслом с точки зрения фамусовского общества, поступает так, как велит закон данного общества.

На примере образа Софьи автор показывает, как среда может губительно воздействовать на людей даже с хорошими задатками, подчинить их своим правилам жизни и законам.

Образы женщин в комедии представлены также второстепенными и эпизодическими персонажами. Это и остроумная горничная в доме Фамусова Лиза, являющаяся вторым резонером в комедии и выполняющая роль субретки, дающая меткие характеристики персонажам; и Наталья Дмитриевна Горич, держащая своего мужа под каблуком, обращающаяся с ним, как с ребенком; и княгиня Тугоуховская, ярая противница просвещения, с негодованием рассказывающая о Педагогическом институте в Петербурге, где профессора «упражняются в расколах и безверьи»; и шесть ее дочерей, которых никак не могут выдать замуж, думающие только о модных «складочках» и «фасонах». Сюда же относятся также графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины, вынужденные ездить по балам и гостям в поисках жениха для престарелой внучки. Особый вес имеет в этом обществе старуха Хлестова, ярая крепостница, осуждающая обучение в «пансионах, школах, лицеях».

И. А. Гончаров в критическом этюде «Мильон терзаний» так писал о веренице образов гостей в доме Фамусова: «Наплыв этих лиц так обилен, портреты их так рельефны, что зритель холодеет к интриге, не успевая ловить эти быстрые очерки новых лиц и вслушиваться в их оригинальный говор». Все они, безусловно, принадлежат фамусовскому обществу, являясь его типичными представительницами.

Грибоедов показал в своем произведении не только сценические персонажи фамусовского общества, но и внесценические, которые также воплощают в себе черты «века минувшего». Это Арина Власьевна, Лукерья Алек-севна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андреевна, Прасковья Федоровна. Упоминается и Екатерина II, .при дворе которой служил дядя Фамусова Максим Петрович, который «сгибался вперегиб», когда ему «надо было подслужиться». Мы узнаем и о «наезднице» княгине Власовой, упавшей с лошади и ищущей теперь мужа «для поддержки». Немалый вес в фамусовском обществе имеет и Татьяна Юрьевна, которой «чиновные и должностные - все ей друзья и все родные». Именно к ней советует Молчалин съездить Чацкому для покровительства и получения чина. Упоминается Фамусовым и покойная мать Чацкого, по словам которого, она «с ума сходила восемь раз». Всю фамусовскую Москву держит в страхе княгиня Марья Алексевна, имя которой произносит почтенный барин в страхе: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Дополняет женское общество и такой внесце-нический персонаж, как мадам Розье, которой Фамусов доверил воспитание своей дочери. «Вторая мать» Софьи была умна, «нрав тихий, редких правил », но допустила, по мнению Фамусова, единственную ошибку -

За лишних в год пятьсот рублей

Сманить себя другими допустила.

Таким образом, в комедии «Горе от ума» представлена целая галерея женских образов, типичных представительниц «века минувшего». Все они являются порождением московской жизни первой четверти XIX столетия и воплощением наиболее типичных ее черт, при этом каждый из образов, будь то сценический или внесценический персонаж, обладает своей индивидуальностью. Именно женщины дополняют картину жизни патриархального русского общества, не приемлющего никаких перемен и так яро отстаивающего свои жизненные принципы, которые позволяют им жить безбедно за счет самодержавно-крепостной системы. Поэтому общество так напугано распространением новых, прогрессивных идей передовой дворянской молодежи, усматривая в них опасность перемен в их жизни.

Похожие сочинения

  1. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества
    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...смотреть целиком
  2. Софья Фамусова, Татьяна Ларина и другие женские образы
    Женские образы в литературе XIX века Женские образы в литературе XIX в. Литература – это источник, откуда мы, читатели, черпаем информацию о той или иной эпохе. Произведения XVIII в. - начала XIX в. дают нам возможность ярко, красочно воспроизвести картину...смотреть целиком
  3. Кто же Чацкий: победитель или побежденный
    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали...смотреть целиком
  4. Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Пьеса “Горе от ума” была написана в тот период, когда в литературе развивался романтизм и реализм. Грибоедов — писатель, заложивший основы новаторства в русской драматургии XIX века. Несмотря на жесткие требования классицистических канонов — наличие...смотреть целиком
  5. Жанровое своеобразие комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    Комедия — цвет цивилизации, плод развившейся общественности. Чтобы понимать комическое, надо стоять на высокой ступени образованности. В. Г. Белинский По жанру «Горе от ума» социальная (идеологическая) сатирическая комедия. Тема этого произведения...смотреть целиком
  6. Образ Молчалина в комедии Александра Грибоедова "Горе от ума"  Новое!
    Великая комедия А. С. Грибоедова, появившаяся в начале XIX века, открывает новый этап в развитии русской литературы. Созданные драматургом характеры имеют историко-литературное и общечеловеческое значение. Безусловная находка автора — образ Молчалина,...смотреть целиком
  7. Над чем смеется современный читатель в комедии А С Грибоедова «Горе от ума»
    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» — удивительно смешная пьеса, созданная истинным мастером драмы. В основе этого произведения по законам жанра лежит комедийный конфликт. Чтобы усилить комедийный конфликт, А.С. Грибоедов включает в текст пьесы комические...смотреть целиком