Мотив — это элемент сюжета, неоднократно повторяющийся в повествовании. Развитие, взаимодействие «характеров, ме­лодий, мотивов»1 и составляет сюжет художественного произ­ведения. Попробуем рассмотреть основные мотивы в комедии Грибоедова «Горе от ума».

Как замечает Б. Голлер, вступительный мотив пьесы — это беспокойство2. Беспокоится Лиза, беспокоится Фамусов, услышав трезвон и застав своего секретаря рядом с комнатой дочери. Беспокойство заметно затем в поведении Софьи: она тревожится об упавшем с лошади Молчалине. Беспокойство прослеживается и в поведении Чацкого: он озабочен уклончи­выми ответами Софьи, ее похвалами Алексею Степановичу. Наконец, Фамусов обеспокоен устройством судьбы дочери:

Тот нищий, этот франт-приятель;

Отъявлен мотом, сорванцом;

Что за комиссия, создатель,

Быть взрослой дочери отцом!

Затем гости Павла Афанасьевича «беспокоятся» о судьбе Чацкого. Здесь мотив беспокойства сливается у Грибоедова с мотивом молвы.

Впервые мотив молвы возникает в речах Лизы, когда она советует влюбленной барышне быть осторожнее. «Грех не бе­да, молва не хороша», — уверенно заявляет Лиза. Мотив мол­вы реализуется и в сплетнях, распускаемых о Чацком, в слу­хе о его безумии. Характерно, что каждый из гостей Фамусо­ва выдвигает свою версию сумасшествия героя. Мотив молвы реализуется и в речах Фамусова, в его озабоченности «обще­ственным мненьем». В финале пьесы, увидев ночное свидание дочери, он восклицает: «Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»

Другой близкий по смыслу мотив — мотив обмана. Этот мотив в пьесе задается образом Софьи. Ему противоположен мотив истины, правды, связанный с образом Чацкого. Поис­ки истины определяют общественную позицию героя и его имидж влюбленного.

Сквозным на протяжении всего действия комедии являет­ся мотив слепоты и прозрения. В третьем явлении Софья вы­ходит из комнаты со свечой, однако свеча здесь неуместна — уже рассвело. Свеча эта символизирует нравственную слепоту героини, ошибочность ее суждений, ее незнание. Софья как бы не видит очевидного, блуждая в темноте. Характерно, что героиня в этой сцене тушит свечу — она не только не видит истинного положения дел, она как бы не желает ничего ви­деть, ей нравится ее состояние.

Подтверждение тому мы находим в тексте комедии. Со­фья — единственная героиня, которую Чацкий не критикует. Более того, Чацкий влюблен в эту девушку и верен ей со вре­мен юности. Софья умна, независима, горда. Но самая яркая характеристика ее — любовь Чацкого, избранницей которого не могла стать пустая светская барышня. Безусловно, где-то в глубине души Софья догадывается об истинной натуре Мол­чалина. Недаром, когда Лиза ненароком упоминает о Софьиной тетушке, от которой сбежал француз, и та с досады посе­дела, у Софьи бессознательно вырывается: «Вот так же обо мне потом заговорят». Однако она последовательно «переина­чивает» поведение Молчалина, находя достоинства там, где их нет. Причиной этого, скорее всего, является романтич­ность и мечтательность Софьи, ее желание следовать в любви «сентиментальному идеалу»3.

Мотив слепоты возникает и в конце комедии. Застав Чацкого с Софьей, Фамусов требует немедленно подать све­чей: «Сюда! за мной! скорей! скорей! Свечей побольше, фона­рей!» Считая себя жертвой заговора и обмана, Фамусов в финале заявляет, что «глупость» на него и «слепота напа­ла».






В финале комедии свеча уже уместна по отношению к Со­фье и Чацкому — она проливает свет на истинную суть собы­тий, открывает этим героям глаза (здесь возникает мотив прозрения). Однако интересно отметить, что в этой сцене тре­бует света именно Фамусов, который введен в заблуждение, считая, что Софья тайно встречается с Чацким. Несмотря на обилие свечей и фонарей, Фамусов все так же «слеп». Таким образом, мотив слепоты здесь сохраняет свое первоначальное значение.

С этим мотивом тесно связан и мотив глухоты. Как заме­чает С. А. Фомичев, Грибоедов использует здесь народный фарсовый прием — разговор с глухим. Уже в первом явле­нии Лиза, не сумев достучаться к Софье Павловне, вопроша­ет: «Вы глухи? — Алексей Степаныч! Сударыня!.. — И страх их не берет!» Фамусов затыкает уши, не желая слушать «вольностей» Чацкого, то есть по собственному желанию ста­новится «глухим». На балу графине-бабушке «уши заложило», она же замечает, что «глухота — большой порок». На ба­лу же присутствует князь Тугоуховский, который «ничего не слышит». Один из гостей, Репетилов, затыкает себе уши, бу­дучи не в силах вынести хоровую декламацию княжон Тугоуховских о безумии Чацкого.

Глухота действующих лиц здесь весьма символична. Фамусовское общество «глухо» к «прокламированиям» Чацкого, не понимает его, не желает слушать. Все время нарастающий в комедии мотив глухоты подчеркивает консерватизм москов­ского общества, неприятие им новых веяний, нежелание ка­ких-либо изменений. Мотив этот усиливает противоречия ме­жду главным героем и окружающим его миром.

Другой сквозной мотив комедии — мотив падения. Он реализуется в сюжете пьесы весьма разнообразно. Воротясь из дальних странствий, Чацкий падает к ногам Софьи: «Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног!» Поучая Чацкого, Фа­мусов рассказывает о своем дяде, Максиме Петровиче, кото­рый неоднократно падает на светском рауте, потешая всех присутствующих и зарабатывая таким образом «почет» и из­вестность в свете. В 7-м явлении Молчалин падает с лошади. И сцена эта как бы предваряет моральное падение героя в фи­нале пьесы.

Мотив падения реализуется и в сплетнях о Чацком. Паде­ние здесь — это не что иное, как «горе от ума», это резкое па­дение имиджа героя в глазах фамусовского общества. О безу­мии как о «падении» говорит и старуха Хлестова: «В его лета с ума спрыгнул!»

Таким образом, мотив падения в комедии весьма много­гранен. Падение — это падение нравов московского общества, с радостью объявляющего Чацкого сумасшедшим. Падение — это низкопоклонство, чинопочитание, заискивание перед бо­гатыми, влиятельными людьми, принятое в фамусовском об­ществе. Это и откровенная низость, пример которой — пове­дение Молчалина. Это и крушение идеала, открытие истины. Эту драму переживают в пьесе два героя — Чацкий и Софья. Чацкий, узнав, всю правду о Софье, о распускаемых ею сплет­нях, «отрезвился сполна». Точно так же рухнули мечты Со­фьи о ее счастье с Молчалиным. В какой-то степени пелена спала и с глаз Фамусова, считавшего свою дочь образцом доб­родетели. В последней сцене мотив падения сливается с моти­вом слепоты и прозрения.

Наконец, падение в комедии — это еще и понижение в должности, ухудшение положения героя. В этом смысле мы можем говорить о падении Лизы, которую Фамусов отправля­ет в деревню — «ходить за птицей», о падении Молчалина, в одночасье лишившегося своей должности.

С образом Чацкого связаны и два противоположных моти­ва — мотив отчего дома и мотив дороги, странствий. Воротясь из дальних странствий, он всего лишь один день проводит в доме, где прошло его детство. А далее вновь герой идет ис­кать себе «приют»:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

Таким образом, в комедии «Горе от ума» звучит многого­лосье самых разнообразных мотивов. Некоторые из них по­степенно нарастают в ходе сюжетного действия (мотив паде­ния, мотив одиночества героя, мотив глухоты), звучание дру­гих, напротив, приглушается в процессе сюжетного действия и они, наконец, переходят в противоположные.