«Горе от ума» — первая русская реалистическая комедия. Реализм пьесы, выразился в типизации характеров и обстоятельств, а также отказе автора от сюжетно-композиционных канонов.«Характеры и редкая картина нравов» были пугающе достоверны — считал А.Пушкин.

Соблюдая принципы единства места и времени, Грибоедов не стал руководствоваться единством действия, которое должно было строиться на одном конфликте, завязывающемся в начале действия и получающем развязку в его финале. Нарушения правил построения интриги вызвали в критике разногласия, итог которым подвел И.А.Гончаров, выделив два конфликта: любовный и общественный. Оба эти конфликта тесно переплетаются.

Из диалога Софьи и Лизы, в самом начале пьесы, мы узнаем, что Чацкий «съехал» когда-то из дома Фамусова, причинив этим Софье большую моральную травму, «потом опять прикинулся влюбленным, взыскательным и огорченным», а потом уехал и даже не писал ей писем. Приезд Чацкого — это завязка не только любовного, но и общественного конфликта, суть которого, по словам И.Гончарова, в противоположности самого Чацкого остальным. Так кто же такие эти «остальные»? Это фамусовское общество. Из разговора Софьи и Лизы мы узнаем, что Фамусов, «как все московские» ценит в людях лишь чины и богатство, и говорит Софье, что «кто беден, тот тебе не пара».

Совсем иным предстает Чацкий. Он остроумен, посмеивается над Фамусовым и московскими дворянами фамусовского круга, их жизнью, времяпрепровождением. Таким образом уже намечается почва для идейного конфликта между Фамусовым и Чацким.



Фамусов пытается поучать Чацкого, подкрепляя свои поучения ссылкой на придворные порядки екатериниских времен, когда его дядя низкопоклонством и лестью снискал расположение императрицы, и призывает Чацкого служить «на старших глядя». Чацкий ему отвечает: «служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий не любит тех, кто готов «у покровителей зевать на потолок, явиться, помолчать, пошаркать, пообедать, подставить стул, поднять платок». Он считает, что служить нужно «делу а не лицам».Чацкий уверен, что человек должен сам выбирать себе занятие: посвятить себя «искусствам творческим, высоким и прекрасным» или «вперить ум» в науки. В ответ на это Фамусов объявляет Чацкого «опасным человеком», который «властей не признает» и грозит ему судом.


У Фамусова и его окружения свои понятия о чести, достоинстве. «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб» — вот готовность при случае сыграть шутовскую роль, забыв свой возраст, надменный нрав. Это и есть ключ к высокому положению. Все остальное несущественно, в том числе и служба: «Подписано, так с плеч долой». Для этих людей образованность — страшная вещь. Они беспокоятся, что от ученья развелись безумные люди и совершаются безумные дела, а потому надо «собрать все книги да и сжечь». Полковник Скалозуб, олицетворение солдафонской тупости и невежества, который слова умного не выговорит сроду» — враг просвещенья и всего передового. Гостей Фамусова он спешит обрадовать тем, что есть проект насчет школ, лицеев, гимназий, где «будут лишь учить по-нашему: раз, два». А книги сохранят так, для больших оказий».

Чацкий — полная противоположность московскому барству: он умен, образован, долго жил за границей, где и «набрался» вольнолюбивых мыслей.

Фамусов верен старым устоям жизни, как и его гости . Чацкий посягнул на этот устой, поэтому слух о его сумасшествии, пущенный Софьей, легко подхватывается гостями. Чацкий — представитель молодого, прогрессивно мыслящего поколения России той эпохи. Фамусов и его окружение консервативное большинство, которое не желает принимать ничего нового ни в политике, ни в социальных отношениях, ни в привычном образе жизни и системе представлений, поэтому финал конфликта предрешен: «Чацкий сломлен количеством старой силы», — писал И.Гончаров. И если его крах в любви очевиден, за что он и получает «мильон терзаний», то вопрос о полном поражении Чацкого остается открытым. В этом одна из особенностей конфликта в комедии, разрешение которого выносится за рамки пьесы. Ведь недаром Грибоедов упоминает князя Федора и брата Скалозуба, которые, как и Чацкий, отходят в своей жизни от старых норм, чем вызывают недовольство фамусовского общества.

Таким образом, основу конфликта в пьесе составляет борьба «века нынешнего» и «века минувшего», а, учитывая, что комедия была написана «накануне возмущения на Исакиевской площади», разрешение этого конфликта не заканчивается финалом пьесы. В этом еще одна особенность его».

Похожие сочинения

  1. ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”.
    Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений...смотреть целиком
  2. История создания и анализ комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    «Грибоедов — «человек одной книги», — заметил В.Ф.Ходасевич. — Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места». Творческая история комедии, над которой драматург работал несколько лет, исключительно сложна....смотреть целиком
  3. Сюжетная основа произведения «Горе от ума» Грибоедова
    Комедия написана в 20-х годах XIX века. После победоносной войны с Наполеоном 1812 года, когда русский народ нанес смертельный удар наполеоновской армии, снискавшей в Европе славу непобедимой, с особой остротой встало противоречие между величайшими возможностями...смотреть целиком
  4. ОБРАЗ СОФЬИ В ПЬЕСЕ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”
    Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” знаменует собой победу в творчестве писателя реализма, точнее говоря, критического реализма. В пьесе ставятся самые жгучие вопросы тогдашней поры: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения...смотреть целиком
  5. СЮЖЕТ "ГОРЯ ОТ УМА" А.С. ГРИБОЕДОВА
    Искусство живого изображения у Грибоедова таково, что исследование его отодвинуло все остальные моменты. Исследованием сюжета "Горе от ума" занимались гораздо менее. Но сила и новизна "Горя от ума" была именно в том, что самый...смотреть целиком
  6. Чацкий и фамусовское общество
    Если бы мне задали вопрос, чем мне понравилась комедия "Горе от ума", я бы ответила так: "Интересный сюжет, яркие герои, неповторимые мысли и высказывания эмоционально воздействовали на меня". Это произведение - одно из тех, которое,...смотреть целиком
  7. Центральные проблемы изучения творчества Грибоедова  Новое!
    А. С. Грибоедов является автором бессмертной реалистической комедии «Горе от ума». Наследуя сатирические традиции Д. И. Фонвизина и И. А. Крылова, он сумел создать русскую политическую комедию на бытовом материале, с широким изображением современных...смотреть целиком