У А.С. Пушкина есть замечательное высказывание: «Грибоедов сделал все. Он написал «Горе от ума». Так лаконично, четко, емко и необыкновенно точно о комедии не говорил никто. Что же имел в виду А.С. Пушкин под словами «сделал все»? Я считаю, что, кроме необыкновенной художественной ценности, поэт имел в виду острую своевременность комедии. Ведь она явилась отражением политической борьбы, происходившей в начале XIX в. между реакционерами-крепостниками и прогрессивным дворянством, из среды которого вышли революционеры-декабристы.
Первые стремились во всем сохранить самодержавно-крепостнический строй и закоснелый барский быт, видя в этом основу своего благополучия. Вторые боролись с «веком минувшим» и противопоставляли ему «век нынешний».
Борьба идей и мнений является основным двигателем в развитии действия комедии.
Против чего и против кого борется Чацкий? Крепостное право, деспотизм, барский паразитизм, низкопоклонство, раболепие перед Западом, уродливое воспитание – вот далеко не весь перечень пороков поколения «отцов», представленного в комедии Грибоедова.
Да, «век минувший» в произведении представлен мощно силой. И эта сила, кажется, настолько несокрушима, что трудно представить, что ее устои возможно поколебать.
Чтоб понять, чем живет поколение «отцов», обратимся к образу Фамусова, ярчайшему типичному представителю барской Москвы. Это чиновник, занимающий видную должность «управляющего в казенном месте». Его образ раскрывается через речевую характеристику. Она позволяет полностью составить представление о нем как о помещике, государственном чиновнике, отце.
Так какой же он отец? Забота Фамусова о дочери только внешняя, и сводится к воспитанию светской барышни, которая могла бы вести себя в людных московских гостиных. Он приглашает гувернеров-иностранцев, «числом поболе, ценою подешевле». Правда, Фамусов невысокого мнения о воспитателях Софьи:
Берем же побродяг и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему,
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
Но таковы требования общества, от которого зависит его благополучие, и он их выполняет. Что ж, сам он блещет высоким образованием? Увы, в чтении Фамусов не видит проку. Фамусов мечтает видеть дочь счастливой, а значит, чтобы зять был «с звездами да с чинами»: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених». А о личных чувствах дочери речь вообще не идет. «Кто беден, тот тебе не пара», - поучает он.
Каков же Фамусов на службе? Грибоедов вкладывает в его уста афористически отточенную реплику, которая запоминается с первого раза:
А у меня что дело, что не дело,
Обычай мой такой.
Подписано, так с плеч долой.
Служба для людей его круга – источник чинов, наград и доходов. Верный же путь к достижению этих благ – низкопоклонство перед вышестоящими. Идеалом Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, «сгибался в перегиб», «отважно жертвовал затылком». Вот откуда идут корни поколения «отцов».
Выражением сущности Фамусова является его знаменитый монолог «Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы!» Грибоедов блестяще характеризует его как приверженца минувших, екатерининских времен, защитника холуйства и низкопоклонства. На службе Фамусов окружает себя родственниками – свой человек не подведет:
При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки…
И говорит об этом как-то особенно: интимно, по-родственному, покровительственно.
Зато, с какой злобой и ненавистью ко всему передовому объясняет он причины вольнодумья:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что ныне пуще, чем когда,
Бездумных развелось людей, и дел, и мыслей.
Потом, в третьем действии, он скажет свое окончательное слово о просвещении в России. «Забрать все книги бы да сжечь», - мечтает Фамусов. В образовании и просвещении он видит зло, угрожающее всему государственному строю. Не просвещение ли порождает проповедников вольности, подобных Чацкому? «Раскусив» его опасность, именно Фамусов с готовностью, не раздумывая, подхватывает нелепую весть о сумасшествии Чацкого. Более того, он спешит заявить, что первый заметил его «ненормальность».
Скалозуб, с точки зрения Фамусова, самый желанный жених для Софьи. Чем же он так хорош? Скалозуб сравнительно молод, но уже в чинах. Сейчас – полковник, а завтра непременно станет генералом. Несмотря на возраст, его можно отнести к поколению «отцов». Скалозуб, если и думает о чем-либо, то единственно о своей карьере и выгоде. Чацкий дает полковнику хлесткую характеристику: «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки». Здесь нет души, человека. Есть только внешняя сторона: шумный, затянутый в мундир, интересующийся в жизни лишь военными упражнениями и танцами.
Скалозуб – непримиримый враг всякого знания, просвещения. Невозможно забыть его слова:
… всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два…
При своей тупости, скудости мысли, Скалозуб все-таки не карикатура, а определенный род характера. У него желание шутить по каждому поводу (верно, отсюда и фамилия). Но шутки у Скалозуба выходят солдафонские, грубые. Полковник – верный страж самодержавно-крепостнического строя, готовый «мигом успокоить» всех, кто посягнет на его устои.
Молчалин, в силу своей молодости, должен быть отнесен к поколению «детей», нежели «отцов». Но по своим качествам он тоже принадлежит к фамусовскому миру. С самых первых сцен он кажется нам совершеннейшим ничтожеством. Боится сказать лишнее слово, угодничает перед всеми, не смеет иметь своего суждения. Своими главными талантами он считает «умеренность и аккуратность» Благодаря этим качествам Молчалин (опять говорящая фамилия) далеко пойдет и заткнет за пояс всех «отцов». Он лжет везде, даже в любви. Перед Софьей разыгрывает искусный спектакль, ведь она дочь хозяина. Это человек с мелким, низким, низменным умом. Такой ум опаснее глупости.
«Прошедшего житья подлейшие черты» раскрываются не только в основных образа, комедии, но и в других персонажах, бегло, но правдиво показанных Грибоедовым.
Вот Хлестова – знатная и властолюбивая московская барыня и крепостница. Она не разбирается «в пансионах, школах, лицеях», зато хорошо знает чужие доходы.
В дом Фамусова на поиски богатых женихов приехала графиня-бабушка с внучкой и чета дряхлых стариков Тугоуховских с шестью дочерьми. Невежественная княгиня Тугоуховская возмущена тем, что «в Петербурге институт пе-да-го-гический, так, кажется, зовут: там упражняются в расколах и безверьи профессора!»
А вот еще один гость, «отъявленный мошенник, плут: Антон Антоныч Загорецкий», которого «ругают везде, а всюду приглашают».
Несколько в стороне от других стоит Горич, товарищ Чацкого по военной службе. Человек безвольный и простой, Горич опустился и физически, и морально. Гнилое болото барской Москвы засасывает его. Горич даже не поддерживает бывшего друга, когда все отшатнулись от него.
Поколение «отцов» объединяет защита самодержавно-крепостнического строя и ненависть ко всему прогрессивному. Вот почему они сплоченно выступают против Чацкого защитника передового освободительного движения. Их мракобесие и «рассудка нищета» вынуждают одинокого и возмущенного Чацкого бежать от них. Он с негодованием в заключительном монологе клеймит поколение «отцов»:
Из огня тот выйдет невредим,
Кто в амии день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в ком рассудок уцелеет.

Похожие сочинения

  1. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества
    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...смотреть целиком
  2. Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2 явления второго действия комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".)
    Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. И.А. Гончаров. Оценивая комедию Грибоедова «Горе от ума», Белинский писал, что она положила...смотреть целиком
  3. Черты классицизма в комедии “Горе от ума” Грибоедова  Новое!
    Классицизм (от лат. classicus – образцовый) как стиль европейской литературы 17 — нач. 19 веков возник в результате обращения к искусству античности и поэтике Аристотеля и Горация. Отсюда и культ разума и обобщенных идеальных образов без конкретно-индивидуальных...смотреть целиком
  4. "Мильон терзаний" Софьи Фамусовой в комедии А.С.Грибоедова
    Новаторство А.С.Грибоедова при создании пьесы «Горе от ума» проявилось в органическом слиянии трагического и комического. Поэтому это произведение исследователи творчества Грибоедова называют «высокой комедией» или трагикомедией. Среди главных действующих...смотреть целиком
  5. Фамусов и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
    В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик. Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных...смотреть целиком
  6. Молчалин 2
    А.С.Молчалин - секретарь Фамусова,пользуется его доверием в служебных делах. Он недворянин по происхождению, но стремится сделать карьеру.Фамилия Молчалина оправдывается его поведением."Вот он на цыпочках и небогат словами",-говорит Чацкий.Молчалин...смотреть целиком
  7. Мастерство реалистического изображения жизни в комедии «Горе от ума»  Новое!
    Успех «Горя от ума», появившегося накануне вос­стания декабристов, был чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет» — так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеско­го внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию...смотреть целиком