В комедии «Горе от ума», отражена острая политическая борьба, происходившая в 20-е годы XIX века между реакционерами-крепостниками и тогда еще малочисленным, но уже появившимся прогрессивным дворянством, из среды которого впоследствии вышли декабристы. Защитники крепостного строя стремились сохранить существовавшие порядки, видя в этом основу своего благополучия.
Поколение «отцов» разнообразно по составу: тут графы и князья, высшие и средние чиновники, военные, помещики, пустые болтуны типа Репетилова, «лгунишки, картежники и воры», подобные Загорецкому, сплетники и пустые «прожигатели жизни». Перед нами толпа праздных, бездушных и жестоких людей. Чацкий с возмущением говорит о помещике, который:
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей.
Заставил всю Москву дивиться их красе,
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
Крепостническая идеология определяет все взаимоотношения представителей фамусовской Москвы, даже жениха они ищут по количеству крепостных:
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
Тот и жених.
Крепостное право было для фамусовского общества нормальным явлением, вполне соответствовало интересам дворянства, являлось источником богатства и наживы. Представители московского барства думают только о чинах, богатстве и высоких связях. К службе они относятся как к источнику обогащения и продвижения. «Мне только бы досталось в генералы», — говорит полковник Скалозуб, аракчеевский служака человек ограниченный и грубый. Цель его службы в армии сводится к получению чинов, орденов и медалей любыми способами:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы.
Фамусов не скрывает своего отношения к службе:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.Идеалом Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, «сгибался вперегиб», «отважно жертвовал затылком», зато был обласкан при дворе, «пред всеми знал почет». У Молчалина нет даже собственного мнения:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Чацкий с возмущением говорит о представителях московской знати:
Где? Укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение и наука. Причины вольнодумия Фамусов объясняет так:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей и дел, и мнений.
Его окончательное слово о просвещении и образовании в России — «забрать все книги бы, да сжечь».
Фамусовское общество чуждо национальной культуре, русским обычаям, преклонение перед иностранным стало модой. Оно механически перенимает культуру и обычаи французов, не сознавая, какэто нелепо Чацкий отмечает, что среди дворянства «господствует смешенье языков: французского с нижегородским». Именитые москвичи оказывают радостную встречу любому иностранцу. По словам французика из Бордо, он
Приехал и нашел, что ласкам нет конца,
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил.
На примере представителей московского дворянства Грибоедов привлек внимание читателя и зрителя к проблеме, волновавшей передовых людей того времени – отношению к крепостному праву. «Отцы» - яростные защитники крепостничества - убедительно показаны как пустые и ограниченные люди, враги просвещения и всего нового. Но хотя сильно еще фамусовское общество, новые идеалы находят все больше сторонников.

Похожие сочинения

  1. Крылатые выражения из произведения Грибоедова «Горе от ума».
    1) Счастливые часов не наблюдают; 2) Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь; 3) Чтоб иметь детей, кому ума не доставало?; 4) Чины людьми даются, а люди могут обмануться; 5) Подписано, так с плеч долой; 6) И дым Отечества нам...смотреть целиком
  2. Проблема «безумия» и «ума» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    В комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” показано противостояние Чацкого русскому дворянству. Всех персонажей можно считать безумными. Каждая сторона считает другую сторону сумасшедшей. Во всех действиях герои А.С.Грибоедова сплетничают и порочат друг...смотреть целиком
  3. Речевые характеристики героев комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    Современники Грибоедова восхищались языком комедии «Горе от ума». Еще Пушкин писал, что половина стихов пьесы войдет в пословицу. Затем Н. К. Пиксанов отмечал своеобразный речевой колорит комедии Грибоедова, «живость языка разговорного», характеристическую...смотреть целиком
  4. Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Пьеса “Горе от ума” была написана в тот период, когда в литературе развивался романтизм и реализм. Грибоедов — писатель, заложивший основы новаторства в русской драматургии XIX века. Несмотря на жесткие требования классицистических канонов — наличие...смотреть целиком
  5. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".)
    Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями:...смотреть целиком
  6. Фамусовское общество
    Комедия "Гоу" была написана Г-довым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20ых годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по...смотреть целиком
  7. СОФЬЯ (По комедии Грибоедова "Горе от ума")"
    И.А. Гончаров писал о комедии "Горе от ума", что это и "картина нравов, и галерея живых типов, и вечно жгучая, острая сатира," в которой представлена дворянская Москва 10-20 годов 19 века. По словам Гончарова, каждый из главных...смотреть целиком