Одно из таких «превращений» — измельчание, опошление военного человека. «Скалозуб — это падение военного человека в мертвую паузу русского государства 1812—1825 гг., писал Тынянов. Удачливый карьерист нового типа Скалозуб дан уже самой фамилией. Однако неразборчивое посмеиванье имеет характер совершенно определенный. Скалозуб говорит о путях карьеры. Самым выгодным оказывается пользоваться выгодами, представляемыми самой войной: «Иные, смотришь, перебиты». Преступность скалозу-бовского карьеризма, основанного на потерях армии, очевидна. Пылкий восторг перед удачливостью его со стороны Фамусова, смотрящего на него как на желанного зятя, более даже важен, чем борьба Фамусова с Чацким. Предупреждение о Скалозубе как о главном военном персонаже эпохи было одним из главных выступлений в политической комедии».
Другое «превращение» — это усиление женской власти. «Мертвая пауза в царствование Александра I после Отечественной войны 1812 г., когда ожидали ответа на победу героического народа, в первую очередь — уничтожением рабства, заполнялась в Москве подобием женской власти».

А дамы?
Скомандовать велите перед фрунтом!
Присутствовать пошлите их в Сенат!
Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!

И недаром монолог Чацкого «А судьи кто?» как ответный «удар» и на монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера…», и на диалог Скалозуба и Фамусова о путях карьеры является самым декабристским и по содержанию, и по страстности, с которой он произносится, и по ораторскому мастерству.

Но комедийный конец этой сцены заставляет нас задуматься. Чацкий и Фамусов как главные антиподы понимают друг друга с полуслова: они давнишние враги и спорят не впервые. А какова реакция Скалозуба на монолог Чацкого? Скалозуб, оказывается, ничего не понял:




Мне нравится, при этой смете
Искусно как коснулись вы
Предубеждения Москвы
К любимцам, к гвардии, к гвардейским, к гвардионцам;
Их золоту, шитью дивятся будто солнцам!
А в Первой армии когда отстали? в чем?
Все гак прилажено, и тальи все так узки,
И офицеров вам начтем,
Что даже говорят, по-французски.

Скалозуб как бы поставил точку: спор в направлении, заданном Фамусовым и Чацким, продолжаться не может…

Иронизирует ли автор над Чацким, поставив его в комическое положение? Здесь авторская позиция по отношению к Чацкому раскрывается наиболее определенно.

Похожие сочинения

  1. Главная тема комедии «Горе от ума»
    А. С. Грибоедов родился в 1794 году, знаменитая комедия написана в 1824 году, в начале XIX века. Автору было в ту пору 28 лет. Вполне зрелый возраст. И проблемы, поднятые автором, чрезвычайно серьезны и во многом до сих пор актуальны. И сразу после написания...смотреть целиком
  2. Герой времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Преодолевая шаблоны легкой классической комедии, осваивая достижения русской и зарубежной драматургии, Грибоедов создал первую реалистическую комедию в русской литературе - свой бессмертный шедевр “Горе от ума”. Комедию восторженно встретили декабристы....смотреть целиком
  3. Авторская позиция и средства ее выражения в комедии "Горе от ума"
    Создание и существование комедии "Горе от ума" так же полно парадоксами, как и жизнь ее автора А.С. Грибоедова. Неизданная комедия стала известна "всей читающей России". Принятая сразу же, она тем не менее многими была до конца...смотреть целиком
  4. Крылатые выражения из произведения Грибоедова «Горе от ума».
    1) Счастливые часов не наблюдают; 2) Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь; 3) Чтоб иметь детей, кому ума не доставало?; 4) Чины людьми даются, а люди могут обмануться; 5) Подписано, так с плеч долой; 6) И дым Отечества нам...смотреть целиком
  5. Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
    После заграничных походов русской армии 1812— 1813 годов в Россию стали проникать и пускать корни идеи западного либерализма. Ими была заражена большая и лучшая часть высшего общества. Вследствие этого произошла заметная поляризация взглядов, и вокруг...смотреть целиком
  6. Образ Чацкого (по произведению А.С. Грибоедова "Горе от ума")
    Александр Сергеевич Грибоедов — гениальный художник русского реализма, создатель бессмертной комедии “Горе от ума”. Как истинно великий и гениальный писатель, Грибоедов ставил и решал в своем творчестве основные, важнейшие вопросы, связанные с жизнью...смотреть целиком
  7. Чацкий и фамусовское общество. (4)
    Если бы мне задали вопрос, чем мне понравилась комедия “Горе от ума”, я бы ответила так: “Интересный сюжет, яркие герои, неповторимые мысли и высказывания эмоционально воздействовали на меня”. Это произведение — одно из тех, которое, однажды прочитав,...смотреть целиком