В годы, когда Грибоедов задумывал и писал "Горе от ума", начинался роковой для России разрыв между властью и мыслящей частью общества. Отечественная война поставила в ряды армии на защиту отечества массу дворян, а поход 1813-1814 гг., перебросив русскую армию за границу, познакомил этих дворян с западноевропейской жизнью. Успехи французской гражданственности не могли быть не замечены. Русские люди втягивались в умственные интересы Запада и начинали с новой точки зрения смотреть на родную действительность. Некоторые европейски образованные люди со скандалом вышли в отставку, многие стали членами тайных противоправительственных обществ. Другие же не желали перемен и были вполне удовлетворены старыми порядками. В результате общество раскололось на два лагеря: консерваторов и реформаторов. Грибоедов, будучи прогрессивно настроенным человеком и разделяя во многом убеждения будущих декабристов, написал комедию, где и поднял проблемы, актуальные для российского общества того времени. Одной из этих проблем является проблема, связанная с вопросами просвещения, науки и педагогики.

Персонажи комедии делятся на два лагеря: сторонников и противников образования и просвещения. К противникам относится все фамусовское общество, в то время как из действующих персонажей сторонником является только Чацкий. Он противоречит сплоченному в своем нежелании что-либо менять фамусовскому обществу, которым владеет страх перед тем, что любые прогрессивные идеи, вольнодумные мысли помешают их спокойному, безмятежному, сытому существованию. Его главным представителем является Фамусов - чиновник, по-житейски неглупый человек, но ярый противник всего нового, прогрессивного, проявления любого свободомыслия, вольности, новых идей:


Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам


- говорит он, имея в виду Чацкого и таких, как он. По поводу воспитания дочери Фамусов говорит, что "не надобно другого образца, когда в глазах пример отца". Он не видит смысла в том, чтоб нанимать воспитателей и учителей, и возмущается, что многие дворяне берут "побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему - и танцам, и пенью, и нежностям! И вздохам!" Несмотря на это он все же вынужден был "принанять в мадам Розье вторую мать", потому что так было принято в обществе. Фамусов, выражая идеи общества, представителем которого он является, считает ненужной всякую образованность и говорит, что "в чтеньи прок-от невелик", а его "соратник", в "ученый комитет который поселился и с криком требовал присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился", да и учителей для своих детей дворяне, которые должны были нести в себе культуру российского общества, нанимали "числом поболе, ценою подешевле". Сам Фамусов не очень образован, от русских книг ему "больно спится". Он очень негативно относится к просвещению, считая ученье - "чумой", а ученость - причиной сумасшествия и уверяет, что надо "забрать все книги бы, да сжечь". Как мрак боится света, так и фамусовское общество смертельно ненавидит просвещение. Фамусов не одинок. Хлестова говорит, что "и впрямь с ума сойдешь от этих, от одних, от пансионов, школ, лицеев..." Скалозуб демонстрирует желание ввести систему муштры в школах, мечтая о том, что "будут учить по-нашему: раз, два, а книги сохранят так, для больших оказий!" Загорецкий настроен менее радикально, он предлагает избавиться от басен, так как в них "насмешки вечные над львами, над орлами!" Ученье представляется им не только ненужным, но и опасным, угрожающим привычному образу жизни. Так, Тугоуховская говорит, что в педагогическом институте профессоры "упражняются в расколах и безверьи". Представители фамусовского общества очень невежественны, инетеллектуально ограниченны: княжны Тугоуховские разговаривают только о моде, а графиня бабушка путает слова "фармазон" и "франкмасон". На государственную службу смотрят как на путь достижения богатств, чинов. Свое служебное положение они используют в личных целях, а своих родственников стараются пристроить поближе к себе, потому что власть имущие под своим началом предпочитают иметь людей скорее удобных, нежели умных. Поэтому умных людей притесняли и зажимали.

Иного мнения Чацкий - человек незаурядного ума, смелый, честный, искренний. Он ценит людей, которые готовы "в науки вперить ум, алчущий познанья". Это единственный персонаж, в котором отражены многие важные черты личности автора. у героя Грибоедова много сил, он рвется к действию и готов доказать свою точку зрения. Фамусов говорит о нем, что он "славно пишет, переводит" и "говорит, как пишет". Чацкий, будучи человеком образованным, с иронией говорит о своем менторе, все "признаки учености" которого сводились к !колпаку, халату, персту указательному". Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но это трудно в условиях самодержавно-крепостнического строя:


Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется - враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким
и прекрасным, -
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!!


Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как сам Чацкий, а также двоюродный брат Скалозуба и племянник княжны Тугоуховской - "химик и ботаник". Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: "Зачем же мнения чужие только святы?"

Итак, в комедии показаны две диаметрально противоположные позиции по вопросам, связанным с просвещением, наукой и педагогикой. Представители фамусовского общества являются малообразованными людьми, в то время как Чацкий и его сторонники из числа прогрессивных дворян демонстрируют высокую степень образованности и интерес к наукам. В своей комедии Грибоедов отразил реальную ситуацию, сложившуюся в российском обществе первой четверти 19 века.