Страница: [ 1 ]  2  

В комедии Чацкий единственный представитель новых людей, но совершенно очевидно, что «Горе от ума» все пронизано идеологией декабризма: это и патриотическое воодушевление главного героя, и «крик негодования», по словам А. В. Луначарского, в защиту гонимого просвещения, литературы, науки, и протест против крепостничества, карьеризма и реакционного мракобесия, и идея национальной самобытности русского народа, и возражение против обезличивания национальной культуры.

Чацкий — очевидное другое «я» Грибоедова, который был одержим теми же страстям!! и теми же идеями.

После долгих скитаний по свету Чацкий возвратился на родину, полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. Но, приехав в Москву, видит, что мало что изменилось: «Дома новы, да предрассудки стары...» Он видит, что его приезд не обрадовал Фамусова и Софью, что все отношения в обществе построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей фамусовского дома — «обеды, ужины и танцы», как, впрочем, и всего московского дворянства.

Чацкий — небогатый дворянин, отказавшийся от военной службы. Почему же он «не служит и в том пользы не находит»? Он отвечает так: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». По его мнению, надо служить «делу, а не лицам».

В комедии автор высмеивает и осуждает представителей светского общества: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Всем им противостоит главный герой комедии -Александр Андреевич Чацкий.

Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова потому, что любит Софью. «Чуть свет», не заезжая домой, он стремительно врывается в дом Фамусова и говорит Софье о своей любви. Это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически горячо. Для него любовь — святыня. Он «не ведает обмана и верит избранной мечте». И поэтому с такой болью он узнает, что Софья любит другого, Молчалина.

Дочь Фамусова — Софья — характер не вполне ясный, вызывающий различные трактования. Она порождение, но одновременно и жертва реакционной среды, приходящая к нравственной катастрофе и запоздалому раскаянию.

Множество афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «Ум с сердцем не в ладу». Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей,

найдется — враг исканий.

Не требуя ни мест, ни повышения в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний.

Его ум. находчивость, честь смогла подчеркнуть лишь служанка Лиза:

Кто так чувствителен, и весел, и остёр.

Как Александр Андреич Чацкий!

Об этом Лиза и говорит Софье, на что та не обратила внимания. Можно утверждать, что Чацкого в этом доме никто не ждет. Ведь он не разделяет интересы общества Фамусовых; он яркий, интересный собеседник, чего не скажешь о тех людях, которые приходят в дом Фамусова.

Наш герой осуждает рабство и крепостничество, так как считает их источником зла и бед. По его мнению, угнетение дает воэможность сильным мира сего жить «грабительством», проводить время в развлечениях.

А в своем монологе «А судьи кто?..» Чацкий разоблачает крепостническую основу фамусовского общества:

Не эти ли. грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве...

Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком. Он выступает против московских «тузов», которые живут «на старших глядя», ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. В диалоге Фамусова и Чацкого Фамусов осуждает Чацкого, его поколение. Чацкий же порицает неумение старшего поколения высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения:

...Суждения черпают из забытых газет

Времен Очаковских и покоренья Крыма...

Поют всё песнь одну и ту лее.

Что старее, то хуже.

Чацкий задает вопросы:

Где, укажите нам, отечества отцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Чацкий осуждает их, говорит им правду в лицо, ему отвратительно находиться в их обществе.

, Фамусов не понимает его, когда он требует «службы делу, а не лицам». По его словам, Чацкий был и «карбонари», и «опасным человеком», и самым большим глупцом на свете:

Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам.

Особенно ярко показан конфликт между Чацким и фамусовс-ким обществом, на балу, где собрались представители высшего света. На балу все собравшиеся настроены против Чацкого, поэтому сосуществование Чацкого с ними невозможно. И общество это почувствовало, высмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распространяется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни:

Вы правы, из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами час побыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в ком рассудок уцелеет.

Чацкий одинок. Среди этого общества нет людей, разделяющих его взгляды, чувства и стремления. Не найдя ни в ком «сочувствия живого», он уезжает:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок,

Бегу не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!

Чацкий терпит поражение — как в личном плане (Софья его не любит), так и в плане общественном. Потрясенный всем пережитым и увиденным, он покидает Москву, прекращая борьбу. Но, несмотря на это, мы убеждены в бесконечном превосходстве героя над Молчалиным.

«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей»,— определил И. А. Гончаров, один из лучших толкователей грибое-довской пьесы, в критическом этюде «Мильон терзаний», и с ним трудно не согласиться.

Сын покойного друга Фамусова, Чацкий вырос в его доме, в детстве воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернёров. Рамки комедии не дали возможности Грибоедову подробно рассказать, где учился дальше Чацкий, как он рос и развивался. Мы знаем только, что он человек образованный, занимается литературной работой («он славно пишет, переводит»), что он был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей (очевидно, в составе русской армии). Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его умственный кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед, Европой, столь типичного для фамусовского общества, предохранили Чацкого присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к родине, к её народу, критическое отношение к окружающей его действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.

Возвратившись в Москву, Чацкий нашёл в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали её и в старые годы. Он нашёл тот же дух нравственного угнетения, подавления личности, который царил в этом обществе и до войны 1812 года.

Столкновение Чацкого — человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею — с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно всё более ожесточённый характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — крушением его надежд на личное счастье; его выпады против дворянского общества становятся всё более резкими.

Чацкий вступает в борьбу с фамусовским обществом. В речах Чацкого со всей отчётливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы.

1. Если Фамусов — защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках, о крепостном праве. В монологе «А судьи кто?» он гневно выступает против тех людей, которые являются

столпами дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков екатерининского века, «века покорности и страха — века лести и спеси».

Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник погюдличать», а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.

2. Если Фамусов, Молчалин и Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкийразрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить родине, а не прислуживаться начальству: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»,-говорит он.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. История создания и анализ комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    «Грибоедов — «человек одной книги», — заметил В.Ф.Ходасевич. — Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места». Творческая история комедии, над которой драматург работал несколько лет, исключительно сложна....смотреть целиком
  2. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества
    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...смотреть целиком
  3. Кто же Чацкий: победитель или побежденный
    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали...смотреть целиком
  4. Грибоедов и Чацкий
    Чацкий — молодой, искренний, смелый до дерзости, с неуравновешенным, нервным характером; в нем огромный запас сил, и он необычайно активен, рвется к действию, готов вспыхнуть в любую минуту и доказывать кому угодно справедливость своего мнения. Он ошибается,...смотреть целиком
  5. Своеобразие конфликта комедии "Горе от ума"
    Комедия Грибоедова «Горе от ума», беспорно, лучшее произведение великого драматурга. Она была написана накануне декабрьского восстания. Комедия явилась острой и гневной сатирой на быт и нравы дворянской Российской Федерации, косвено показала борьбу между...смотреть целиком
  6. Чацкий победитель или жертва?
    Недавно я случайно прочитал дневники некоторых декабристов. И первое, что меня удивило, почти полное сходство мыслей и мнений этих революционеров с высказываниями из “Горя от ума”. Сначала это показалось поразительным, но потом, вдумавшись, я понял,...смотреть целиком
  7. Можно ли утверждать что Чацкий обречен на одиночество  Новое!
    «Горе от ума» - «общественная» комедия с социальным конфликтом «века нынешнего» и «века минувшего». Произведение построено так, что об идеях социально-политических преобразований, о новой морали и стремлении к духовности на сцене говорит лишь Чацкий....смотреть целиком