Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является ярчайшим примером связи литературы с жизнью общества. Злободневность произведения актуальна и по сей день. Автору удалось в своем произведении четко изобразить смену одной исторической эпохи последующей, показать конфликт двух разных поколений. Благодаря большому количеству в комедии внесценических персонажей, которые разделены на два противоположных лагеря (Чацкого и Фамусова), конфликт, изображенный в комедии, виден еще яснее, становится еще доступнее.

Даже самые незначительные образы, помогают читателю понять условия и устои тогдашнего общества, увидеть полную картину жизни различных общественных слоев. Множество внесценических персонажей помогает увидеть проблемы, поднятые в произведении «Горе от ума», не в каком-то узком кругу, а везде, по всей России. Количество таких персонажей, которые приближены к «фамусовскому» кругу преобладает над «чацкими». Выделяется среди них дядя Фамусова - Максим Петрович, который готов на все: унижения, подхалимство ради собственной карьеры. И такой человек понятен Фамусовскому кругу: «Упал он больно - встал здорово. Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово?». Так Фамусов говорит о Максиме Петровича. Это является главной оценкой его поведения. Чацкий и люди, разделяющие его взгляды, не приемлет такое отношение к жизни: «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея». Персонажей, которые унижая свое достоинство, добиваются своих меркантильных целей в комедии много. Это и Кузьма Петрович, и Татьяна Юрьевна, и Ирина Власьева, и Марья Алексеевна и многие другие. И этими людьми не устает восхищаться Фамусов. О женских персонажах своего круга Фамусов говорит так:

* «А дамы? Сунься кто, попробуй овладей. Судьи всему, везде, над ними нет, судей, Присутствовать пошлите их в Сенат. Ирина Власъевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!».







Кроме названных персонажей, есть в комедии и такие, чьи имена не называются, но Чацкий упоминает «черномазенького, на ножках журавлиных» и «троих из бульварных лиц». Эти люди не имеют высоких чинов, и поэтому готовы на все лишь бы завоевать благосклонное отношение высших чинов. Таким образом, эти внесценические персонажи раскрывают две главные составляющие фамусовского общества: угодничество и лицемерие. Еще одну проблему общества - безграмотность людей, которая была выгодна правящим кругам, раскрывает автор опять же благодаря внесценическому персонажу, о котором Чацкий говорит так: «А тот -чахоточный, родня вам - книгам враг, В Ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился».

Круг Фамусова просто боялся образованных людей, боялся тех, кто умнее подхалимов и прихлебателей. И эта боязнь появилась неспроста, поскольку понимание неминуемого конца «фамусовского общества» с каждым днем становится все сильнее и сильнее. Любые перемены, разрушение крепостных устоев общества, очень пугают Фамусова и его окружение, поскольку сами они, без крепостных, ничегошеньки в этой жизни не стоят, и ничего не умеют. К сожалению, в наши дни существует еще немало людей, подобных Фамусову. Словами Чацкого автор произведения дал четкую и правильную оценку таким людям:

* Ø «Смешные, бритые, седые подбородки, Как волосы, так и умы коротки!».

Похожие сочинения

  1. Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2 явления второго действия комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".)
    Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. И.А. Гончаров. Оценивая комедию Грибоедова «Горе от ума», Белинский писал, что она положила...смотреть целиком
  2. Чацкий и Молчалин.
    Комедия Грибоедова “Горе от ума” — выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека,...смотреть целиком
  3. Можно ли считать Чацкого лишним человеком?
    В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнеко человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью...смотреть целиком
  4. Молчалин и Чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    «Молчалины блаженствуют на свете», – с горечью скажет Чацкий, которого «все гонят, все клянут». Комедия Грибоедова построена так, что Чацкого и Молчалина хочется сравнивать. Александр Андреевич Чацкий еще не появился в комедии, а о нем уже говорят:...смотреть целиком
  5. Фамусов и другие...
    Грибоедов был автором нескольких произведений, но только одна комедия “Горе от ума” принесла ему знаменитость. Эта пьеса была написана в начале XIX века, когда в России зарождались первые тайные политические организации. Передовые люди России, осознав...смотреть целиком
  6. Описание образа Софьи в комедии «Горе от ума»
    В многочисленных критических статьях и заметках по поводу комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанных и изданных на протяжении последних ста семидесяти восьми лет, единственная мысль прослеживается наиболее отчетливо и ясно: произведение это крайне...смотреть целиком
  7. Конфликт комедии «Горе от ума» и ее композиция  Новое!
    Гениальным новатором оказался Грибоедов и в развитии языка русской драматургии. Он широко и обильно использовал в своей комедии живую разговорную речь. Важно отметить, что индивидуализации персонажей, их яркой портретности способствовали речевые характеристики....смотреть целиком