Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является ярчайшим примером связи литературы с жизнью общества. Злободневность произведения актуальна и по сей день. Автору удалось в своем произведении четко изобразить смену одной исторической эпохи последующей, показать конфликт двух разных поколений. Благодаря большому количеству в комедии внесценических персонажей, которые разделены на два противоположных лагеря (Чацкого и Фамусова), конфликт, изображенный в комедии, виден еще яснее, становится еще доступнее.

Даже самые незначительные образы, помогают читателю понять условия и устои тогдашнего общества, увидеть полную картину жизни различных общественных слоев. Множество внесценических персонажей помогает увидеть проблемы, поднятые в произведении «Горе от ума», не в каком-то узком кругу, а везде, по всей России. Количество таких персонажей, которые приближены к «фамусовскому» кругу преобладает над «чацкими». Выделяется среди них дядя Фамусова - Максим Петрович, который готов на все: унижения, подхалимство ради собственной карьеры. И такой человек понятен Фамусовскому кругу: «Упал он больно - встал здорово. Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово?». Так Фамусов говорит о Максиме Петровича. Это является главной оценкой его поведения. Чацкий и люди, разделяющие его взгляды, не приемлет такое отношение к жизни: «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея». Персонажей, которые унижая свое достоинство, добиваются своих меркантильных целей в комедии много. Это и Кузьма Петрович, и Татьяна Юрьевна, и Ирина Власьева, и Марья Алексеевна и многие другие. И этими людьми не устает восхищаться Фамусов. О женских персонажах своего круга Фамусов говорит так:

* «А дамы? Сунься кто, попробуй овладей. Судьи всему, везде, над ними нет, судей, Присутствовать пошлите их в Сенат. Ирина Власъевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!».







Кроме названных персонажей, есть в комедии и такие, чьи имена не называются, но Чацкий упоминает «черномазенького, на ножках журавлиных» и «троих из бульварных лиц». Эти люди не имеют высоких чинов, и поэтому готовы на все лишь бы завоевать благосклонное отношение высших чинов. Таким образом, эти внесценические персонажи раскрывают две главные составляющие фамусовского общества: угодничество и лицемерие. Еще одну проблему общества - безграмотность людей, которая была выгодна правящим кругам, раскрывает автор опять же благодаря внесценическому персонажу, о котором Чацкий говорит так: «А тот -чахоточный, родня вам - книгам враг, В Ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился».

Круг Фамусова просто боялся образованных людей, боялся тех, кто умнее подхалимов и прихлебателей. И эта боязнь появилась неспроста, поскольку понимание неминуемого конца «фамусовского общества» с каждым днем становится все сильнее и сильнее. Любые перемены, разрушение крепостных устоев общества, очень пугают Фамусова и его окружение, поскольку сами они, без крепостных, ничегошеньки в этой жизни не стоят, и ничего не умеют. К сожалению, в наши дни существует еще немало людей, подобных Фамусову. Словами Чацкого автор произведения дал четкую и правильную оценку таким людям:

* Ø «Смешные, бритые, седые подбородки, Как волосы, так и умы коротки!».