Комизм в «Горе от ума» создается не нарочитыми комическими положениями, а правдивым изображением пошлых сторон жизни, осмеянием всего низкого и подлого. С русской комедией XVIII - начала XIX в. «Горе от ума» роднят также некоторые особенности ее сюжетного содержания и композиции. В «Горе от ума» Грибоедов бесспорно соблюдает три знаменитых единства: действие совершается в течение одних суток, в одном месте, вокруг одного главного героя. Но он блестяще показал своим современникам, что и при соблюдении классицистических единств пьеса может быть глубоко реалистической, если она воссоздает правду жизни. В отличие от классицистической комедии, в которой всегда в конце наказывался порок и награждалась добродетель, у Грибоедова читатель не находил привычной нравоучительной концовки. Так он отказался от всего, что мешало развитию русской драматургии.

Катенин упрекал Грибоедова в том, что он своей комедией создает «новую пиитику». Но в этом и заключалась его подлинная заслуга. Писатель создавал новую поэтику - поэтику реализма в русской драматургии. Он шел в том же направлении, в каком шел и молодой Пушкин.



«Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами»,- сказал Пушкин. Проницательную оценку «Горя от ума» дала демократическая критика, разъяснившая значение комедии Грибоедова в русском освободительном движении, в истории русской литературы и театра. Вслед за декабристами и Пушкиным Белинский увидел в «Горе от ума» гениальную русскую комедию, образцовое произведение, а в Грибоедове - «Шекспира комедии». В статье 1841 г. «Разделение поэзии на роды и виды» Белинский, признавая великое общественное значение за сатирической комедией, если она «выходит не из невинного желания поострить, но из глубоко оскорбленного пошлостью жизни духа», пишет: «Высочайший образец такой комедии имеем мы в «Горе от ума» - этом благороднейшем создании гениального человека, этом бурном дифирамбическом излиянии желчного, громового негодования при виде гнилого общества ничтожных людей, в души которых не проникал луч божьего света, которые живут по обветшалым преданиям старины, по системе пошлых и безнравственных правил, которых мелкие цели и низкие стремления направлены только к призракам жизни - чинам, деньгам, сплетням, унижению человеческого достоинства, и которых апатическая сонная жизнь есть смерть всякого живого чувства, всякой разумной мысли, всякого благородного порыва… «Горе от ума»,- заключает Белинский,- имеет великое значение и для нашей литературы и для нашего общества».

Освободительные идей грибоедовской комедии воспитывали и последующие поколения передовых людей России. Н. А. Добролюбов видел в Чацком вечного обличителя лжи. Н. Г. Чернышевский считал Грибоедова прямым предшественником Гоголя. Широко использовал в своих трудах грибоедовские образы и цитаты Писарев. Ни одно произведение русской и западноевропейской литературы не цитировалось Писаревым чаще, чем «Горе от ума». К язвительным и гневным репликам Чацкого Писарев прибегает для выражения своего отвращения ко всякого рода примиренчеству и оппортунизму. Цитаты из «Горя от ума», использованные Писаревым, свидетельствуют о жизненности и политической остроте грибоедовской комедии, о типичности ее обличительных образов, о неисчерпаемом богатстве ее яркого сатирического языка.

Исключительно велико значение комедии Грибоедова в развитии русского театра. Грибоедовская комедия - одна из любимейших пьес советского зрителя. Бессмертное творение Грибоедова дорого всем народам социалистической родины. В докладе на юбилейном заседании в Большом театре в Москве, посвященном 150-летию со дня рождения Грибоедова, писатель Леонид Леонов отметил, что «…освобожденный народ высоко оценил благородный гнев «Горя от ума» и, отправляясь в дальний и трудный путь, взял эту книгу с собою». Гениальная комедия, говорил он, учит «вражде к национальному застою, презрению к социальным порокам, гадливости к любой душевной грязи». Далеко отстоит от нас время Грибоедова, но смелая борьба патриота-новатора Чацкого против всего отсталого, пошлого и низкого в человеке вызывает сочувствие и симпатию советского зрителя и читателя.

Похожие сочинения

  1. Кто же Чацкий: победитель или побежденный
    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали...смотреть целиком
  2. Фамусов и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
    В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик. Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных...смотреть целиком
  3. Чацкий и фамусовское общество в комедии «Горе от Ума»
    Комедия “Горе от ума” была написана в 1824 году. В этом произведении А. С. Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 года, отразил антикрепостнические...смотреть целиком
  4. За что и против чего борется Чацкий
    «Горе от ума» Грибоедова - это произведение одного героя. Чацкого… Так странно, но в первый раз, когда речь заходит о нем, Грибоедов рифмует его фамилию со словом «дурацкий»: Простите, право, как Бог свят, Хотела я, чтоб этот смех дурацкий Вас несколько...смотреть целиком
  5. Значение диалога Фамусова и Чацкого
    На первый взгляд это явление ничем не примечательно. На протяжении комедии Фамусов и Чацкий будут не раз разговаривать. Но вот, что интересно во втором действии очень много монологов. Герои делятся своими взглядами на жизнь, своеобразными программами....смотреть целиком
  6. Мое описание образа Чацкого
    В обществе, «где тот и славится, чья чаще гнулась шея», независимость Чацкого делает его «опасным человеком». Раболепие не уживается с вольностью, а Чацкий «властей не признает», так же как не признает чинов и богатства «отцов отечества», которые «грабительством...смотреть целиком
  7. Образ Молчалина в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. А....смотреть целиком