1. Актуальность драматургии Грибоедова в наши дни.
2. Сюжет и герои комедии «Горе от ума».
3. Фамусовы и Молчалины.

Комедию «Горе от ума» можно с уверенностью назвать одним из самых острых и злободневных произведений русской драматургии. Разнообразные проблемы и вопросы, поставленные в данном произведении, продолжали оставаться актуальными в течение многих лет со дня первой публикации пьесы и не теряют своей остроты в наши дни.

В сюжетной линии рассматриваемой комедии автор наглядно показал вечный конфликт прошлого и будущего, «столкновение века нынешнего и века минувшего», Чацкого и Фамусова вместе с его окружением. «Горе от ума» — это прежде всего демонстрация противостояния прогрессивных, «новых» сил и отжившей, «старой» крепостнической реакции.

Мир «Фамусовых» — это не только сам Фамусов и его приспешник Скалозуб, матерые крепостники, вполне довольные существующим положением и не желающие никаких перемен в собственной жизни и жизни общества, но и их верные прислужники Молчалины, угождающие им, ловящие каждое их слово, подхалимствующие, безвольные и заискивающие чиновники.

Молчалина нельзя назвать отрицательным героем, несмотря на некоторые негативные стороны его многогранного характера. Это молодой человек, который по воле случая с детства накрепко заучил завет своего отца — угождать всем, каждому человеку, который попадается на пути, чтобы избежать неприятных последствий:
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Молчалин, будучи послушным, примерным сыном, беспрекословно выполнял отцовский завет. Такое зависимое поведение, как ни странно, способствовало успеху молодого человека, помогало «и награжденья брать и весело жить». Подчиняясь родительским советам и повинуясь собственной, весьма развитой интуиции, он действовал очень хитро, тонко, расчетливо. Другой подхалим Максим Петрович «честно» заработал почет и уважение при дворе царицы Екатерины II — за то, что «отважно жертвовал затыл­ком» (то есть был готов на любое унижения ради улыбки гоударыни). Молчалин же действует не прямо, а продуманно, оценивая предстоящие перспективы. Сам он говорит, что у него есть два несомненных таланта: «умеренность и аккуратность».

В силу собственной природной сообразительности Молчалин быстро понял сущность характеров представителей московского барства и осознал, какие требования предъявляет к людям «верхушка общества». Сам он уверенно признает: «...ведь нынче любят бессловесных». И, быстро усвоив несложные правила поведения в обществе, Молчалин становится желанным гостем во многих московских домах, незаменимым помощником своего «руководителя» Фамусова. Угождая всем, следуя заветам своего отца, он постепенно продвигается вверх по служебной лестнице.

Наивная девушка Софья, дочь Фамусова, считает Молчалина своим идеалом — его отрицательные черты (подхалимство, приспособленчество, стремление к подчинению, угождение всем) возводятся ею в ранг неоспоримых и безусловных достоинств. Сама она говорит о своем кавалере: «Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело... Уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства... От старичков не ступит на порог». Софья не может понять, что Молчалин на самом деле не скромный, воспитанный молодой человек, «сын своих родителей», а лживый, лицемерный, льстивый и двуличный человек, который ради собственного благополучия не остановится ни перед чем.

Представление Молчалина о счастье — это прежде всего удачная служебная карьера, обеспеченность, солидное положение в обществе. Не случайно, будучи влюбленным в служанку Лизу, он все же начинает оказывать внимание Софье только потому, что она из семьи богатого и влиятельного начальника.

Поскольку Молчалин безупречно себя ведет и не показывает окружающим своего истинного лица, Софья долгое время не может разглядеть его сущность, наивно полагая, что действительно нравится молодому человеку. И только два персонажа пьесы Грибоедова открывают для себя темные стороны характера удачливого карьериста: служанка Лиза и Чацкий. Молчалин не придает значения своим беседам с Лизой, полагая, что его откровения не будут переданы дальше. С Чацким же ему приходится держаться скрытно, осторожно, но при этом Молчалин искренне считает, что его поведение и взгляды на жизнь вполне оправданы существующим положением вещей. Сам он утверждает: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь... ведь надобно ж зависеть от других».

Сущность Молчалина и ему подобных можно назвать двойственной. С одной стороны, он может показаться незаметной, малозначительной фигурой, очередным мелким подхалимом, стремящимся выслужиться перед начальством. Но под маской простоватого послушного чиновника скрывается хитрый, подлый, коварный лжец, для которого нет ничего святого, который для достижения собственных целей, выгоды продаст и предаст даже самого близкого человека. И, что самое страшное, ему это вполне удается, как удавалось и многим до него. Не случайно Грибоедов вкладывает в уста Чацкого следующие слова: «Молчалины блаженствуют на свете». Люди, перед которыми не стоят многочисленные нравственные барьеры, могут добиться многого, они достигают «степеней известных», успешно пробиваются к вершине власти и обретают возможность руководить и распоряжаться судьбами порядочных, честных людей.

Финал комедии «Горе от ума» неслучаен. Разоблаченный Софьей трусливый Молчалин вынужден трусливо спасать­ся бегством. Но перед Фамусовым он так и не раскрывает своего лица, Молчалин ничего не потерял, все обвинения в любовной связи с Софьей получает Чацкий. Грибоедов пишет: «Всякий век имеет своих Молчал иных... Всмотритесь: вы окружены Молчалиными».

В настоящее время фамилия Молчалина стала нарицательным обозначением любой подлости, подхалимства, угодничества. Опасность подобных персонажей для окружающих людей заключается в том, что «вычислить» подобного субъекта, разглядеть его в толпе очень трудно. И горе тому человеку, который по воле обстоятельств оказывается зависимым от такого Молчалина.