Сюжетно-композиционные особенности. Своеобразие идейно­тематического содержания комедии определяет особенности ее по­строения. Очень точно об этом сказал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» Гончаров: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чац­ким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке являет­ся неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная коме­дия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Для современников Грибоедова подобное построение было абсо­лютно непривычным, так как нарушало одно из основных сцениче­ских правил «трех единств» — единство действия, в соответствии с которым в пьесе должна была быть лишь одна сюжетная линия. Но, создавая реалистическое произведение, Грибоедов хотел пока­зать многообразие проявления человека и его отношений, а потому личная и общественная интрига сплетаются и создают подлинную жизненность представленных конфликтов (личного и общественно­го). Отвечая на упреки современных ему критиков в «отсутствии плана», Грибоедов говорил: «План прост и ясен по исполнению. Де­вушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку».

Первая из сюжетных линий основана на более традиционном любовном конфликте, в котором действуют Чацкий, Софья и Мол­чалин. Вторая — связана с социальным конфликтом, который от­ражает реальную общественную ситуацию той эпохи. В рамках это­го конфликта Чацкому как представителю прогрессивно мыслящей части дворянства противостоит вся система консервативного дво­рянского общества, отраженная в комедии в собирательном образе фамусовской Москвы.Включение в пьесу двух конфликтов и двух сюжетных линий поставило перед автором новые проблемы, связанные с композици­ей произведения. Вначале ведущей является любовная линия, с которой тесно переплетается линия общественной интриги. Пыта­ясь завоевать расположение Софьи, Чацкий неизменно сталкива­ется не только с непонятной ему холодностью девушки, но и со все­ми принятыми в фамусовском обществе нормами и порядками. Это столкновение и вызывает его гневные монологи, направленные против устоев консервативного общества.

Окончательное соединение этих двух линий происходит в сцене возникновения и распространения сплетни о сумасшествии Чацко­го, являющейся кульминацией в развитии обоих конфликтов. Но если любовная линия на этом может быть завершена, поскольку невозможность для Чацкого найти взаимность со стороны Софьи очевидна, то развитие общественного конфликта еще не закончено и теперь эта линия пьесы выходит на первый план, становясь осно­вой дальнейшего действия. В ее рамках сплетня о сумасшествии героя — это уже не попытка девушки отомстить незадачливому влюбленному; это реакция фамусовского общества на все поведе­ние, всю систему взглядов Чацкого, не укладывающуюся в обще­принятые рамки, что расценивается здесь как безумие.

Так Грибоедов выступил подлинным новатором в построении комедии. Его герои в личной сфере ведут себя так, как это бывает в жизни: они ошибаются, теряются в догадках и выбирают явно оши­бочный путь, хотя им самим это неведомо. В финале традиционной комедии классицизма порок всегда наказан, а добродетель торже­ствует. У Грибоедова финал открыт: если крах Чацкого в любви аб­солютно очевиден, то вопрос о том, можно ли назвать его изгнание из фамусовского общества победой над героем, остается открытым. Ведь если согласиться с правомерностью сопоставления Чацкого с декабристами, что делали еще современники Грибоедова — декаб­ристы, тогда остается признать, что спор таких героев, как Чацкий, со старыми устоями только начинается.

Похожие сочинения

  1. Содержание комедии «Горе от ума»
    «Горе от ума» — одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии, продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет. «Горе от ума» — плод патриотических...смотреть целиком
  2. Фамусов и жизненная философия "отцов" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
    Комедия "Горе от ума" была написана в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20ых годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России...смотреть целиком
  3. Проблема «безумия» и «ума» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    В комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” показано противостояние Чацкого русскому дворянству. Всех персонажей можно считать безумными. Каждая сторона считает другую сторону сумасшедшей. Во всех действиях герои А.С.Грибоедова сплетничают и порочат друг...смотреть целиком
  4. Замысел «Горя от ума» Грибоедова
    Замысел «Горя от ума», по-видимому, возник у Грибоедова в 1816 г. Бегичев указывает, что «план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге 1816 г. и даже написаны были несколько сцен; но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил...смотреть целиком
  5. Что же представляет собой Фамусов
    «Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались в память так же твердо, как короли, валеты и дамы в картах, и у всех сложилось более или менее согласное понятие о всех лицах...», — так писал в критической статье «Мильон терзаний» И.А.Гончаров...смотреть целиком
  6. Типические черты барских нравов и народа в комедии «Горе от ума»
    Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. Поворот к реализму был связан с обращением передовых кругов русского общества к потребностям национальной жизни, к действительному положению народа. Все углубляющееся обострение...смотреть целиком
  7. Анализ сцены из первого действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Именно так начинается седьмое явление первого действия в комедии "Горе от ума". "Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног" - Чацкий целует руку Софье, рассказывает, как торопился, сетует на ее холодность. Лиза говорит, что они с...смотреть целиком