Страница: [ 1 ]  2  

Комедия Грибоедова «Горе от ума», работа над которой завершилась в 1824 году, была написана в эпоху ожиданий больших перемен в общественной жизни России накануне восстания декабристов. История распорядилась так, что этим надеждам не суждено было сбыться, для многих людей настал момент страшного разочарования, крушения иллюзий.

Для Грибоедова была характерна трезвость взглядов, он, в отличие от многих романтически настроенных, вдохновленных передовыми идеями молодых людей, хорошо представлял себе реальное положение вещей и понимал, насколько труден процесс реформирования не только политической системы тогдашней России, но, самое главное, изменения системы представлений и жизненных позиций, свойственных разным слоям общества. Его комедию «Горе от ума» можно назвать своеобразным предупреждением тем, кто живет в мире иллюзий.

Произведение новаторское и по проблематике, и по стилю, и по композиции, «Горе от ума» стало первой русской реалистической комедией, отразившей наиболее существенные общественно-политические и нравственные проблемы эпохи. Впервые в русской драматургии была поставлена задача показать не образы-маски, соответствующие традиционным амплуа комедий классицизма, а живые, реальные типы людей – современников Грибоедова.

Поразительно, но практически все основные герои его комедии так или иначе терпят разочарование. Чацкий обнаруживает, что Софья не любит его; общество, собравшееся в доме Фамусова, не только не принимает его идеи, но даже не хочет о них слышать. Он изгнан и объявлен сумасшедшим. Надежды Софьи тоже терпят крах – она разочарована в своем избраннике Молчалине. Фамусов, делавший ставку на удачное замужество дочери и видевший в Скалозубе достойного жениха, вынужден сделать весьма неприятное для себя открытие об истинных, как ему кажется, симпатиях дочери к Чацкому. И даже для такого прагматичного человека, как Молчалин, наступает время крушения иллюзий – интрига с Софьей может обернуться для него крайне плохо.

Трудно себе представить, что такой финал мог ожидать героев традиционной комедии классицизма: там порок всегда наказан, а добродетель торжествует. Но реальная жизнь сложнее, в ней всегда есть что-то непредвиденное. Именно так стремится построить действие своей комедии Грибоедов: в ней сплетается личное и общественное, возникают неожиданные повороты сюжета, а герои вступают в совершенно непредвиденные взаимоотношения.

Очень точно об особенностях построения комедии «Горе от ума» сказал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» Гончаров: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Но тогда возникает вопрос: можно ли утверждать, что крушение иллюзий в личной сфере, затрагивающее основных героев комедии, как-то соотносится с общественной проблематикой? Для ответа на него нужно рассмотреть, как же развивается любовная интрига в «Горе от ума».

В комедиях классицизма действие обычно основывалось на «любовном треугольнике», который составляли герои

Похожие сочинения

  1. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества
    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...смотреть целиком
  2. Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".
    Одним из выдающихся произведений первой половины ХIX века является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих...смотреть целиком
  3. Видит ли автор в Чацком «идеального» героя? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Александр Сергеевич Грибоедов — один из величай­ших умов своей эпохи, видный политический деятель, во­шедший в русскую литературу как автор одного произве­дения. Но свою пьесу он назвал «Горе от ума», уже в само название вынося острую, «не комедийную»...смотреть целиком
  4. Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
    Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали...смотреть целиком
  5. Чинопочитание, трусость, изворотливость и услужливость
    В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего. А. С. Грибоедов В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824 год) представлена Москва, ее нравы начала XIX века. Заглянем в дом «московского туза» Павла Афанасьевича Фамусова, управляющего...смотреть целиком
  6. В чем смысл «открытого» финала комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (вариант 1)
    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась автором в течение 8 лет (1816—1824 гг.). Это был период, когда русская литература бурно и активно развивалась. Меньше чем за полвека она прошла путь от классицизма к сентиментализму, романтизму, реализму....смотреть целиком
  7. Молчалины блаженствуют на свете  Новое!
    Имя Алексея Степановича Молчалина, героя пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», стало нарицательным. Многократно осмеяны и превратились в поговорки его афористичные высказывания, обнажающие убогую жизненную философию, мелкую душу: «Ведь надобно ж зависеть...смотреть целиком