Н.В.Гоголь и А.С.Грибоедов являются писателями девятнадцатого века. Прошло уже много лет, но их произведения живы, так
как в них затрагиваются вечные темы нравственности и низости, благородства и подлости, любви и холодного расчета. Авторы
показывают на страницах своего произведения нового человека, который ради карьеры и прибыли готов на всё. Писатели
единодушно осуждают таких людей, с горечью отмечая, что в обществе их не так уж и мало. Типу такого «делового» человека
в творчестве Грибоедова соответствует Молчалин из комедии «Горе от ума», а в творчестве Гоголя – Чичиков из «Мёртвых
душ». Попробуем сравнить этих героев и выяснить, в чём сходны позиции авторов.
Во-первых, стоит отметить, что сами произведения значительно отличаются друг от друга. «Горе от ума» - это комедия в
стихах, а «Мёртвые души» - поэма, по объёму во много раз превосходящая вышеупомянутую пьесу. И Гоголь, и Грибоедов при
описании своих героев используют юмор и сатиру, высмеивая пороки своего времени.
Павел Иванович Чичиков и Алексей Степанович Молчалин начинают свой жизненный путь без денег и родства. Их жизненное
кредо во многом схоже. Чичиков предчувствует зарождение нового строя – капитализма и уже готов к его условиям. Выше
всего на свете он ставит деньги, всю жизнь посвятит составлению капитала. Чичиков прекрасно запомнил завет отца «беречь
копейку», ибо все могут предать, только «копейка» поможет и спасет. Павел Иванович с детства начинает сколачивать
капитал, перепродавая приятелям булки и пышки. Потом он займется аферами на таможне, когда и это дело раскроется,
Чичиков придумает великую фальсификацию с мертвыми душами, покупая их как живые, не прошедшие ревизской сказки. Он хочет
заложить их в опекунский совет и получить наличный капитал под эфемерный налог.
Молчалин вначале тоже был безвестным, безродным тверским мещанином, но твердо помнил наставление отца:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья-
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
За три года отсутствия Чацкого Молчалин добился блестящих успехов. Он стал секретарем московского «туза», получил три
награждения, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи.
Умны ли герои? Безусловно, их ум, хитрость, изворотливость, абсолютная беспринципность помогает им из всего извлечь
выгоду. Но эти герои не внушают ни капли уважения, так как их способности направлены на обман государства и окружающих,
пусть и не самых лучших представителей. Чичиков и Молчалин умеют найти «ключ» к каждому влиятельному человеку. Молчалин
незаменим в фамусовском доме:
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет…
И Чичиков, переезжая из имения в имение, приспосабливается к поведению и характерам владельцев. У Манилова он добрейший
человек, с Собакевичем – «кулак кулаком», у Коробочки – гневливый занятой барин, которому недосуг задерживаться по
пустякам. Приехав к Плюшкину, Чичиков сразил хозяина своим «великодушием и щедростью», отказавшись от еды и взяв все
расходы по оформлению продажи мертвых душ на себя.
Конечно, общество, в котором вращаются Чичиков и Молчалин, стоит их. Грибоедов запечатлел целую галерею человеческих
портретов, где были «знатные негодяи» и подлецы, доносчики и «зловещие старухи». В этом мире без тени смущения меняли
крепостных на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, «разливались в пирах и мотовстве», а
ученье считали «чумой». В поэме Гоголя ни один из помещиков, с которыми общался Чичиков, не возмущен кощунственным
предложением Павла Ивановича. Все они лишь хотят получить свою выгоду, не продешевить, а необычность товара не вызывает
у них никаких эмоций, переживаний, душевных сомнений. «Хорошо, что нашелся покупатель и на этот товар», - такова их
логика, очень страшная и бесчеловечная. Да, Чичиков и Молчалин общаются с мошенниками и плутами, но от этого их поступки
не становятся благовиднее, ибо они «мошенники из мошенников», и все их способности и усилия направлены не на благие
дела, а на личное обогащение.
Но замысел писателя состоит в том, что такие герои не могут стать победителями. Они обязательно оступятся, рано или
поздно, это должно случиться. Чичиков впервые промахнулся с Ноздревым. Ему не следовало связываться с таким
скандалистом. Но Павлу Ивановичу глаза затмило корыстолюбие. Это его и сгубило. Молчалину была симпатична Лиза. Алексей
Степанович при всяком удобном случае выражает ей свою благосклонность. Ему невдомёк, что его низость очевидна даже
горничной. Он настолько самоуверен, что ухаживает за Лизой без всякой опаски. В результате его двуличие было разоблачено.
Художники-гуманисты, Гоголь и Грибоедов не могли себе представить, что настанут времена, когда Чичиковы и Молчалины
будут фаворитами общества, без стеснения и страха начнут кичиться собой и своими методами обогащения. Писатели всё
делали, чтобы показать страшное лицо этих хищников. Авторы бессмертных произведений надеялись и верили, что их родина
сможет преодолеть все трудности и выйдет на широкую и светлую дорогу.

Похожие сочинения

  1. История создания и анализ комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    «Грибоедов — «человек одной книги», — заметил В.Ф.Ходасевич. — Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места». Творческая история комедии, над которой драматург работал несколько лет, исключительно сложна....смотреть целиком
  2. Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: «Чацкие живут и не переводятся в обществе»? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Они жили в самом начале XIX века... Рылеев, Одоев­ский, Кюхельбекер... Их лира поэтически воплощала ос­новные лозунги декабристов — свобода, справедливость, братство! Молодой Грибоедов был тесно связан с передо­выми людьми из тайных обществ. Его Чацкий...смотреть целиком
  3. "Горе от ума" в историко-литературной перспективе  Новое!
    Есть часто цитируемые слова К. Маркса: «Анатомия человека - ключ к анатомии обезьяны». Далее Маркс разъяснил: «...намеки более высокого у низших видов животных могут быть поняты только в том случае, если само это более высокое уже известно» . Положение...смотреть целиком
  4. Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
    После заграничных походов русской армии 1812— 1813 годов в Россию стали проникать и пускать корни идеи западного либерализма. Ими была заражена большая и лучшая часть высшего общества. Вследствие этого произошла заметная поляризация взглядов, и вокруг...смотреть целиком
  5. Черты классицизма в комедии “Горе от ума” Грибоедова  Новое!
    Классицизм (от лат. classicus – образцовый) как стиль европейской литературы 17 — нач. 19 веков возник в результате обращения к искусству античности и поэтике Аристотеля и Горация. Отсюда и культ разума и обобщенных идеальных образов без конкретно-индивидуальных...смотреть целиком
  6. "Горе от ума" - произведение непревзойденное, единственное в мировой литературе, не разгаданное до конца" (А. Блок)
    Комедия "Горе от ума" была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями того времени в России. Произведение остается актуальным и в наше время. В те времена в обществе были защитники крепостничества...смотреть целиком
  7. Можно ли считать Чацкого лишним человеком?
    В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнеко человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью...смотреть целиком