Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была закончена автором в 1824-м, пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор» появилась в 1836-м, а первый том «Мертвых душ» вышел из печати в 1842 году. Это было время в истории России, когда чиновничье-бюрократическая система управления государством все более и более ветшала и становилась тормозом общественно-политического развития России, так как не реформировалась со времен Екатерины Второй. Становилось очевидным, что на смену старым и консервативным чиновникам, подобным Фамусову и Сквознику-Дмухановскому, должны прийти молодые и энергичные «деловые» люди. Какими же они будут и какими изобразили их в своих произведениях А.С. Грибоедов и Н.В. Гоголь? На данном этапе исторического развития Российского государства старый служака-канцелярист, умеющий только подписывать бумаги, уже не нужен. Нужны деловые, опытные люди. Этот новый тип чиновников, воспитанных аракчеевским режимом, впитал и воплотил те требования к исполнителю, которые Николай Первый после восстания декабристов сформулирует совершенно недвусмысленно: «Повиноваться, а не рассуждать, и мнения свои держать при себе». Воплощением деловых людей нового типа в произведениях А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя становятся Алексей Степанович Молчалин и Павел Иванович Чичиков. Молчалин — деловой человек, которому покровительствует его начальник, Павел Афанасьевич Фамусов, говорящий об этом так: «Безродного пригрел и ввел в мое семейство, Дал чин асессора и взял в секретари, В Москву переведен через мое содейство, И, будь не я, коптел бы ты в Твери».

Цель и смысл жизни Молчалина — чины, богатство, «и награжденья брать, и весело пожить». Он прекрасно понимает, что нужно для достижения этой цели, поэтому в Москве он уверенно продвигается по службе. Всего за три года он уже успел стать нужным для Фамусова человеком, войти в его дом, он лишь «числится по Архивам», а на самом деле исполняет обязанности личного секретаря Фамусова, который его хвалит и говорит, что он «деловой». Молчалин уже не «жертвует затылком», чтобы завоевать расположение сильных мира сего, так как времена изменились и «нынче смех страшит, и держит стыд в узде». Этот герой действует тоньше и умнее. Свои принципы он сам излагает так: «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья». Таким путем, льстя и заискивая, он уже добился значительного улучшения своего служебного положения. Старуха Хлестова ласково называет безродного Молчалина «родным», «дружком». Чацкий дает Молчалину убийственно точную характеристику: «Вот он на цыпочках и не богат словами». Молчалин действительно необычайно тих и вкрадчив. К каждому из друзей и родных Фамусова у него свой особенный подход. С Фамусовым он почтителен («с бумагами-с»), учтив и услужлив с Хлестовой («Ваш шпиц — прелестный шпиц...»), скромен и нежен с Софьей («Враг дерзости, всегда Застенчиво, несмело...»), зато с Лизой откровенен и циничен, когда говорит, что любит ее хозяйку «по должности». Мы видим, что он свято выполняет заветы своего отца.Павел Иванович Чичиков из гоголевской поэмы «Мертвые души» так же вкрадчив и незаметен, как и грибоедовский герой, поэтому автор даже не дает его портрета, отмечая то, что он был не стар и не молод, не толст и не тонок и даже «говорил ни громко ни тихо, но совершенно как следует ». Автор подчеркивает тем самым, что вовсе не внешность, u1072 а характер этого героя имеет принципиальное значение, так как он новый на Руси тип делового человека и не внешность важна при изображении этого героя.

Отец Чичикова также не оставил ему никакого звания или состояния, а только старый дом, который Чичиков быстро продал, и завет: слушаться начальства и беречь и копить копейку. Угождать людям, которые ему нужны для воплощения своих замыслов, Чичиков научился виртуозно. По приезде в губернский город он начинает с визитов ко всем влиятельным лицам города, и тут открывается его черта, очень похожая на молчалинскую: умение подольститься и понравиться любому человеку. Губернатору Чичиков «намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные...», полицеймейстеру сказал «что-то чрезвычайно лестное про городских будочников». Таким образом Чичиков добился расположения к себе всех чиновников города. Он находит подход даже к такому недоверчивому человеку, как Собакевич, который, хотя и считает всех на свете негодяями и подлецами, в первый же день знакомства приглашает Павла Ивановича к себе в имение в гости. Использует Чичиков свое умение найти подход к людям в корыстных целях. Он с детства привык руководствоваться не искренностью, а расчетом. Еще один сходный принцип жизненного поведения Молчалина и Чичикова заключается в том, что для угождения начальству и собственной выгоды годится использование любых способов, даже самых бесчестных. Можно обманывать Софью, притворяться влюбленным, а потом униженно ползать на коленях, вымаливая ее прощение. Так действует и Чичиков, который для того, чтобы получить хороший аттестат, прислуживал старому учителю, чтобы получить хорошее место и жалованье, ухаживал за дочерью старого повытчика — своего начальника. Пусть он не прямо придет к поставленной цели, а обманом, подхалимством, взятками. Основной его жизненный принцип — не унывать, начинать следующее дело, несмотря на неудачи: «Зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай». Главный герой комедии «Горе от ума» Чацкий считает Молчалина глупым человеком и «жалчайшим созданьем», но он же говорит, что Молчалин «дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных». Это мнение можно объяснить скорей досадой на то, что такого человека выбрала Софья. Но это неверно, Молчалин по-своему умен. Он чутко улавливает изменения, которые затронули даже консервативный московский мир, довольно находчив и изобретателен в средствах достижения поставленной цели. Павел Иванович Чичиков тоже вовсе не глуп, у него есть практическая сметка, необходимая ему во всех его «темных» предприятиях. Гоголь пишет: «Особенных способностей в нем не оказалось, но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, с практической».

Чичиков, как и Молчалин, хочет стать из «господина средней руки» «господином большой руки», но времена изменились, поэтому ему уже не так важны чины, которых он добьется, а важнее выполнить вторую половину завещания отца: «Береги копейку, все на свете прошибешь и добудешь копейкой». Именно большая сумма денег (вспомним про гоголевское отступление о «миллионщике») может помочь Павлу Ивановичу занять достойное место в обществе, купить дом, жениться, завести детей. И для достижения этой цели Чичиков применяет любые способы и средства: обманывает, берет взятки, спекулирует, занимается казнокрадством. Гоголь двойственно относится к этому герою. С одной стороны, его энергичность, напористость, практическая хватка импонируют писателю, с другой стороны, страшит его полная моральная беспринципность и нечистоплотность души. Размышляя об этом, писатель запланировал в третьем томе, который так никогда и не был написан, возрождение главного героя поэмы и превращение его в достойного члена общества. Может быть, ему казалось, что, если люди, подобные Чичикову, начнут думать о благе страны и вспомнят о своем дворянском предназначении, России удастся избежать издержек надвигающегося на нее буржуазного развития. Такими увидели «деловых людей» своего времени великие русские сатирики А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» и Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души». Как бы они к ним ни относились и какими бы отвратительными ни выглядели эти герои на страницах их произведений, они вынуждены признать, что «деловой человек» сможет приспособиться к любой эпохе, «дойдет до степеней известных», и Русь, «бойкая необгонимая тройка» везет в будущее именно Павла Ивановича Чичикова. Может быть, когда-нибудь это и изменится, но пока «Молчалины блаженствуют на свете».

Похожие сочинения

  1. ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”.
    Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений...смотреть целиком
  2. Кто же Чацкий: победитель или побежденный
    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий. Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали...смотреть целиком
  3. Видит ли автор в Чацком «идеального» героя? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Александр Сергеевич Грибоедов — один из величай­ших умов своей эпохи, видный политический деятель, во­шедший в русскую литературу как автор одного произве­дения. Но свою пьесу он назвал «Горе от ума», уже в само название вынося острую, «не комедийную»...смотреть целиком
  4. Значение диалога Фамусова и Чацкого
    На первый взгляд это явление ничем не примечательно. На протяжении комедии Фамусов и Чацкий будут не раз разговаривать. Но вот, что интересно во втором действии очень много монологов. Герои делятся своими взглядами на жизнь, своеобразными программами....смотреть целиком
  5. Главная идея комедии А С Грибоедова «Горе от ума»
    Служить бы рад, прислуживаться тошно. А. Грибоедов Александр Сергеевич Грибоедов был одним из талантливейших и умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование. Знал несколько восточных языков. По свидетельствам современников,...смотреть целиком
  6. Мнимое и подлинное безумие Чацкого.
    Комедия "Горе от ума" была написана в 1823 году А.С.Грибоедовым и имела уже тогда огромный успех в читательских кругах не только Москвы, но и всей России. При жизни автора "Горе от ума" не была опубликовано, зато многократно переписывалась...смотреть целиком
  7. Причины успеха комедии Грибоедова "Горе от ума"  Новое!
    Александр Сергеевич Грибоедов создал свою знаменитую комедию "Горе от ума" в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской...смотреть целиком