Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. Поворот к реализму был связан с обращением передовых кругов русского общества к потребностям национальной жизни, к действительному положению народа. Все углубляющееся обострение классовых противоречий в стране, где открыто царила диктатура помещиков-крепостников, усиление крепостного гнета и рост антикрепостнических настроений в народе явились той социальной почвой, на которой вырос и развился реализм в русской литературе крепостной эпохи. Он был призван отразить основное противоречие эпохи - противоречие между помещичьим классом и угнетенным народом. Элементы реализма накапливались в русской литературе еще в XVIII в. Они наиболее сильно чувствовались в сатирической обличительной линии литературы, шедшей от Кантемира через Фонвизина и Радищева к Крылову.

Всякий раз, когда эти писатели касались трагедии жизни закрепощённых народных масс, в их творчестве проявлялось тяготение к реалистическому воспроизведению действительности. Но для становления реализма, для его торжества в искусстве и литературе необходимо было более глубокое знание законов развития жизни общества и человека, чем то, которым владели даже наиболее передовые писатели России и Западной Европы к концу XVIII в., освободительные идеи которых сыграли огромную роль в развитии прогрессивной литературы. Бурные исторические события конца XVIII - начала XIX столетия, развитие буржуазно-капиталистических отношений в Европе ярко обнаружили слабые стороны просветительского мировоззрения, являвшегося преобладающим в XVIII в. На смену метафизическому мышлению людей, их.убеждению во всемогуществе мнений приходит идея эволюции, явления жизни рассматриваются в их историческом развитии и социальной обусловленности. Характеризуя идейную обстановку первых десятилетий XIX в., Г. В. Плеханов пишет: «Ход и исход французской революции, с ее сюрпризами, ставившими в тупик самых «просвещенных» мыслителей, явились до последней степени наглядным опровержением мысли о всемогуществе мнений.

Тогда многие совсем разочаровались в силу «разума», а другие, не поддавшиеся разочарованию, стали тем более склоняться к принятию мысли о всемогуществе среды и к изучению хода ее развития». Великий принцип развития, признание социально-исторической обусловленности жизни общества и человека были той идейно-философской основой, на которой вырастает реализм, реалистическое искусство.

Для реалистического метода надо стать на историческую точку зрения, понять связи человека с общественной средой, воспитавшей его, уметь рассматривать людей, характеры в их развитии, в зависимости от обстоятельств жизни, в их социально-типической сущности. Первые это поняли и осуществили в своем творчестве Грибоедов и Пушкин, ставшие основоположниками реализма в русской литературе.

С гениальной зоркостью Грибоедов вслед за Радищевым раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного крестьянства. Так, образ Лизы достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых. Лизе грозит и любовь стареющего барина-волокиты и барская расправа. «Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить»,- кричит на нее в конце комедии разъяренный Фамусов. Сочувствие закрепощенным народным массам - основа грибоедовского изображения жизни: народ составляет неотъемлемый фон его комедии. Без понимания этого нельзя понять и того, что происходит в «Горе от ума». Сущность грибоедовского замысла раскрывается в противопоставлении порочному и паразитическому дворянско-крепостническому обществу умного, гуманного русского народа. Вместе с тем «Горе от ума» проникнуто глубоким для своего времени пониманием законов развития общественной жизни, отразившимся в самом художественном методе Грибоедова.






В «Горе от ума» жизнь раскрывается не в статических образах классицистической комедии XVIII в., а в движении, в борьбе нового со старым, в развитии. Ясно ощущается смена исторических эпох, которые Грибоедов определяет в своей комедии с хронологической точностью.

В высказываниях Фамусова, Чацкого и других возникает образ старой Москвы, восходящей к екатерининским временам, и Москвы после 1812 года, в которой появились люди типа Чацкого. В образах и картинах комедии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь современной драматургу эпохи. По справедливому замечанию М. В. Нечкиной, «запечатленные им исторические процессы были схвачены глазом художника почти что с научной точностью». Это было следствием не только великолепного знания действительности, но и проявлением нового метода ее изображения.

В произведениях литературы XVIII в., даже в шедеврах Фонвизина, герои выступают с заранее сложившимися характерами, остающимися неизменными на всем протяжении действия в произведении. Это и было проявлением рационалистического, метафизического метода мышления, свойственного людям той эпохи. Грибоедов, напротив, стремится раскрыть внутреннее развитие своих героев. Правда, налет рационализма чувствуется, например, в изображении Чацкого. Однако грибоедовский герой воспринимается нами как реальная личность в свете его биографии, достаточно подробно освещенной в репликах персонажей комедии. Мы знаем, каким он был в доме Фамусова в юношеские годы, что произошло с ним в три последующие года, в течение которых сформировалась его личность. Происходят изменения в характере Софьи, в характере Горича, менее, впрочем, заметные. Можно сконструировать и биографию Молчалина.

Утверждая принцип развития, как основу реализма, Грибоедов, естественно, должен был показать и те жизненные факторы, которые определяют изменения, происходящие в характере человека, обусловливают процесс формирования его личности. Драматург раскрывает характер своих героев в тесной связи.с той общественной средой, которая их воспитала. В этом сила его реализма. Молчалин стал молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит, от обстоятельств его жизни.

Писатели XVIII в. понимали значение общественной Среды и стремились к ее изображению. Дидро учит драматургов тому, «как заключить в тесные пределы драматического произведения все, что относится к общественному положению человека». Но нередко общественная среда выступала в их произведениях в своей рационализированной форме, как некая абстрактно понятая среда. Грибоедов в своей комедии продуманно конкретизирует изображение общественной среды, стремясь к ее точной социальной характеристике, к воспроизведению местного колорита, быта, обстановки. Он запечатлевает самые существенные стороны изображаемой действительности. Быт и нравы фамусовского общества раскрываются не только в их общей помещичье-крепостнической сущности, но и как быт и нравы московского дворянского общества. «На всех московских есть какой-то отпечаток»,- замечает Фамусов. И этот отпечаток освещен Грибоедовым.

Похожие сочинения

  1. Чацкий и Молчалин.
    Комедия Грибоедова “Горе от ума” — выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека,...смотреть целиком
  2. Можно ли считать Чацкого лишним человеком?
    В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнеко человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью...смотреть целиком
  3. Чацкий и фамусовское общество. (6)
    “Горе от ума” — реалистическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни. В комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе,...смотреть целиком
  4. Чем привлекает меня образ Чацкого (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    В произведениях русской литературы XIX века я особенно люблю и ценю три образа. Это Дмитрий Рудин, Владимир Ленский и Александр Чацкий. Три очень разных человека. И в то же время между ними есть много общего. Всех их роднит глубокий, незаурядный ум,...смотреть целиком
  5. Женские образы в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
    Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась выдающимся явлением в русской литературе 20-х годов XIX века. Значение этого произведения сразу же оценили современники, хотя после написания комедия была запрещена к печати цензорами, усмотревшими в грибоедовских...смотреть целиком
  6. «Кто разгадает вас!» (загадка Софьи в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»)
    Одним из действующих лиц комедии, вызывающих и по ceй день споры литераторов и критиков, безусловно, является Софья Павловна Фамусова. Девятнадцатый век, духом которого пронизаны все действия и явления комедии, разделил критиков на два лагеря. Наиболее...смотреть целиком
  7. Еремеевна няня Митрофана
    С большой художественной силон изрисована Еремеевна, няня Митрофана. Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает...смотреть целиком