«Горе от ума» — комедия в стихах А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма. Она описывает светское общество времен к
Автор: Грибоедов А.С.Краткое содержание
|
Cочинение «Типические черты барских нравов и народа в комедии «Горе от ума»»
Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. Поворот к реализму был связан с обращением передовых кругов русского общества к потребностям национальной жизни, к действительному положению народа. Все углубляющееся обострение классовых противоречий в стране, где открыто царила диктатура помещиков-крепостников, усиление крепостного гнета и рост антикрепостнических настроений в народе явились той социальной почвой, на которой вырос и развился реализм в русской литературе крепостной эпохи. Он был призван отразить основное противоречие эпохи - противоречие между помещичьим классом и угнетенным народом. Элементы реализма накапливались в русской литературе еще в XVIII в. Они наиболее сильно чувствовались в сатирической обличительной линии литературы, шедшей от Кантемира через Фонвизина и Радищева к Крылову.
Всякий раз, когда эти писатели касались трагедии жизни закрепощённых народных масс, в их творчестве проявлялось тяготение к реалистическому воспроизведению действительности. Но для становления реализма, для его торжества в искусстве и литературе необходимо было более глубокое знание законов развития жизни общества и человека, чем то, которым владели даже наиболее передовые писатели России и Западной Европы к концу XVIII в., освободительные идеи которых сыграли огромную роль в развитии прогрессивной литературы. Бурные исторические события конца XVIII - начала XIX столетия, развитие буржуазно-капиталистических отношений в Европе ярко обнаружили слабые стороны просветительского мировоззрения, являвшегося преобладающим в XVIII в. На смену метафизическому мышлению людей, их.убеждению во всемогуществе мнений приходит идея эволюции, явления жизни рассматриваются в их историческом развитии и социальной обусловленности. Характеризуя идейную обстановку первых десятилетий XIX в., Г. В. Плеханов пишет: «Ход и исход французской революции, с ее сюрпризами, ставившими в тупик самых «просвещенных» мыслителей, явились до последней степени наглядным опровержением мысли о всемогуществе мнений.
Тогда многие совсем разочаровались в силу «разума», а другие, не поддавшиеся разочарованию, стали тем более склоняться к принятию мысли о всемогуществе среды и к изучению хода ее развития». Великий принцип развития, признание социально-исторической обусловленности жизни общества и человека были той идейно-философской основой, на которой вырастает реализм, реалистическое искусство.
Для реалистического метода надо стать на историческую точку зрения, понять связи человека с общественной средой, воспитавшей его, уметь рассматривать людей, характеры в их развитии, в зависимости от обстоятельств жизни, в их социально-типической сущности. Первые это поняли и осуществили в своем творчестве Грибоедов и Пушкин, ставшие основоположниками реализма в русской литературе.
С гениальной зоркостью Грибоедов вслед за Радищевым раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного крестьянства. Так, образ Лизы достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых. Лизе грозит и любовь стареющего барина-волокиты и барская расправа. «Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить»,- кричит на нее в конце комедии разъяренный Фамусов. Сочувствие закрепощенным народным массам - основа грибоедовского изображения жизни: народ составляет неотъемлемый фон его комедии. Без понимания этого нельзя понять и того, что происходит в «Горе от ума». Сущность грибоедовского замысла раскрывается в противопоставлении порочному и паразитическому дворянско-крепостническому обществу умного, гуманного русского народа. Вместе с тем «Горе от ума» проникнуто глубоким для своего времени пониманием законов развития общественной жизни, отразившимся в самом художественном методе Грибоедова.
В «Горе от ума» жизнь раскрывается не в статических образах классицистической комедии XVIII в., а в движении, в борьбе нового со старым, в развитии. Ясно ощущается смена исторических эпох, которые Грибоедов определяет в своей комедии с хронологической точностью.
В высказываниях Фамусова, Чацкого и других возникает образ старой Москвы, восходящей к екатерининским временам, и Москвы после 1812 года, в которой появились люди типа Чацкого. В образах и картинах комедии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь современной драматургу эпохи. По справедливому замечанию М. В. Нечкиной, «запечатленные им исторические процессы были схвачены глазом художника почти что с научной точностью». Это было следствием не только великолепного знания действительности, но и проявлением нового метода ее изображения.
В произведениях литературы XVIII в., даже в шедеврах Фонвизина, герои выступают с заранее сложившимися характерами, остающимися неизменными на всем протяжении действия в произведении. Это и было проявлением рационалистического, метафизического метода мышления, свойственного людям той эпохи. Грибоедов, напротив, стремится раскрыть внутреннее развитие своих героев. Правда, налет рационализма чувствуется, например, в изображении Чацкого. Однако грибоедовский герой воспринимается нами как реальная личность в свете его биографии, достаточно подробно освещенной в репликах персонажей комедии. Мы знаем, каким он был в доме Фамусова в юношеские годы, что произошло с ним в три последующие года, в течение которых сформировалась его личность. Происходят изменения в характере Софьи, в характере Горича, менее, впрочем, заметные. Можно сконструировать и биографию Молчалина.
Утверждая принцип развития, как основу реализма, Грибоедов, естественно, должен был показать и те жизненные факторы, которые определяют изменения, происходящие в характере человека, обусловливают процесс формирования его личности. Драматург раскрывает характер своих героев в тесной связи.с той общественной средой, которая их воспитала. В этом сила его реализма. Молчалин стал молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит, от обстоятельств его жизни.
Писатели XVIII в. понимали значение общественной Среды и стремились к ее изображению. Дидро учит драматургов тому, «как заключить в тесные пределы драматического произведения все, что относится к общественному положению человека». Но нередко общественная среда выступала в их произведениях в своей рационализированной форме, как некая абстрактно понятая среда. Грибоедов в своей комедии продуманно конкретизирует изображение общественной среды, стремясь к ее точной социальной характеристике, к воспроизведению местного колорита, быта, обстановки. Он запечатлевает самые существенные стороны изображаемой действительности. Быт и нравы фамусовского общества раскрываются не только в их общей помещичье-крепостнической сущности, но и как быт и нравы московского дворянского общества. «На всех московских есть какой-то отпечаток»,- замечает Фамусов. И этот отпечаток освещен Грибоедовым.
Похожие сочинения
- Чацкий и Молчалин.
Комедия Грибоедова “Горе от ума” — выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека,... смотреть целиком - Можно ли считать Чацкого лишним человеком?
В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнеко человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью... смотреть целиком - Чацкий и фамусовское общество. (6)
“Горе от ума” — реалистическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни. В комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе,... смотреть целиком - Чем привлекает меня образ Чацкого (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
В произведениях русской литературы XIX века я особенно люблю и ценю три образа. Это Дмитрий Рудин, Владимир Ленский и Александр Чацкий. Три очень разных человека. И в то же время между ними есть много общего. Всех их роднит глубокий, незаурядный ум,... смотреть целиком - Женские образы в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась выдающимся явлением в русской литературе 20-х годов XIX века. Значение этого произведения сразу же оценили современники, хотя после написания комедия была запрещена к печати цензорами, усмотревшими в грибоедовских... смотреть целиком - «Кто разгадает вас!» (загадка Софьи в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»)
Одним из действующих лиц комедии, вызывающих и по ceй день споры литераторов и критиков, безусловно, является Софья Павловна Фамусова. Девятнадцатый век, духом которого пронизаны все действия и явления комедии, разделил критиков на два лагеря. Наиболее... смотреть целиком - Еремеевна няня Митрофана
С большой художественной силон изрисована Еремеевна, няня Митрофана. Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает... смотреть целиком
|