Скептицизм Грибоедова, спорившего с декабристами по некоторым вопросам, вызывался не боязнью суровой кары или незрелостью его политической мысли. Он предвидел их трагическую судьбу. Обреченность движения ощущалась и многими декабристами («Исповедь Налива-йки» Рылеева). Но Грибоедов глубже, чем декабристы, понимал сословную ограниченность движения, понимал, что его деятели не связаны с народом, что они преувеличивают степень готовности к восстанию даже вверенных им полков. Известно скептическое суждение Грибоедова: «Сто прапорщиков хотят переменить весь государственный быт России». Мышление Грибоедова было более зрелым и конкретно-историческим, чем мышление декабристов.

Последующие творческие замыслы Грибоедова отражали все более глубокое понимание автором непримиримости противоречий между крестьянством и помещиками и все более отчетливое осознание исторической роли народа.

После поражения декабристов Грибоедов оказался в своеобразном политическом одиночестве. Он находился под постоянным надзором III отделения. Для современников драматурга не было секретом, что в его трагической судьбе был косвенно повинен Николай I. Арестованный по делу декабристов, автор знаменитой комедии вдруг оказался «милостиво прощен». Он был облечен высоким саном министра-резидента (посла) и отправлен в Тегеран. Царю надо было этой мерой несколько скрасить неблагоприятное впечатление в обществе, вызванное казнью декабристов.-Перед отъездом в Персию, встретившись на балу с Пушкиным, Грибоедов поделился с поэтом своими мрачными предчувствиями: «Вы еще не знаете этих людей; вы увидите, что дело дойдет до ножей».




30 января (11 февраля) 1829 г. в Тегеране фанатически настроенная толпа персов, искусно направленная рукой реакционно настроенной придворной верхушки и духовенства Персии, при тайном подстрекательстве английской дипломатии учинила кровавую резню. Грибоедов был зверски убит, а русская миссия разграблена. Это было сделано в отместку за недавние победы русской армии над Персией и заключенный Туркманчайский мирный договор.

В стремительном развитии литературы 10-20-х годов XIX в., в сложной эволюции и взаимодействии литературных течений творчество А. С. Грибоедова занимает особое место. Писатель пришел к реализму своим путем, стремясь к обобщению традиций, к преодолению узких программ «классиков» и романтиков. Теоретическая мысль Грибоедова настойчиво искала новых путей. С. Н. Бегичев рассказывал, что при первом знакомстве с Грибоедовым он нашел вкус и литературные мнения своего приятеля уже сформировавшимися: «Он первый познакомил меня с «Фаустом» Гете и тогда уже знал почти наизусть Шиллера, Гете и Шекспира»

Литературная позиция Грибоедова первоначально определялась его принадлежностью к писательскому кружку, в который входили П. А. Катенин, С. И. Бегичев, А. А. Жандр, В. К. Кюхельбекер, Н. И. Бахтин. Грибоедов признавался в письме Катенину в 1825 г.: «Тебе обязан зрелостью, объемом и даже оригинальностью моего дарования, если оно есть во мне». В известной уже нам полемике о балладе (переводы «Леноры» Бюргера) Грибоедов стал на защиту тех поэтических принципов, которые вводил Катенин. Под его влиянием Грибоедов серьезно задумался над проблемой народности литературы, оценил значение местного колорита в поэзии, увидел слабые стороны «мечтательного» романтизма, далекого от «натуры».

Грибоедову были близки некоторые программные принципы складывавшегося революционного романтизма декабристов. Находясь в Петербурге, он посещал заседания Вольного общества любителей российской словесности. Из Тифлиса и Персии он пристально следил за развитием передового литературного течения. Весьма вероятно, что эта связь эстетического мышления Грибоедова с декабристской поэтикой отразилась на первоначальном замысле «Горя от ума» как «сценической поэмы» «великолепного и высшего значения». Эти слова Грибоедова следует, по-видимому, понимать в том смысле, что первоначально в «Горе от ума», особенно в той части, которая связана с образом Чацкого, был более сильно развит граждански-воспитательный, лирико-патетический элемент (что было характерно для произведений К. Ф. Рылеева и других поэтов-декабристов). Но в последних редакциях «Горя от ума», рассчитывая на сценическое воплощение комедии, Грибоедов искал чисто реалистического решения гражданской темы. В своей комедии драматург перерос рамки романтической поэтики декабристов.

В 20-х годах литературно-критические взгляды Грибоедова приобретают ярко выраженный реалистический характер, что является результатом раздумий писателя над лучшими достижениями мировой литературы. Грибоедов верно судит об односторонности таланта Мольера, об известном схематизме и карикатурности его персонажей-масок, с особенным интересом изучает драматургию Шекспира, высказывает предпочтение всеобъемлющему гению Гете перед односторонним, по его мнению, дарованием Байрона, которого, однако, он высоко ценит как политического деятеля. Грибоедов сам раскрыл реалистическую сущность комедии «Горе от ума» в письме Катенину в начале 1825 г. Его поэтика была полной неожиданностью и для друзей по катенинскому кружку, и для декабристов. «Классик» в драматургии, Катенин занял враждебную позицию по отношению к Грибоедову, а романтики-декабристы, верно оценив идейно-политический смысл «Горя от ума», не осознали того, что комедия знаменовала решительный поворот русской литературы к реализму.