Хоть есть
охотники поподличить везде, Да нынче смех
страшит И держит стыд в узде.


А.
Грибоедов


Смысл
комедии “Горе от ума”, я полагаю, в показе
духа Москвы того времени, ее нравов. В
комедии разворачивается противоборство
двух сил: старого мира аристократов, не
желающего покидать сцену жизни, и нового
поколения прогрессивно настроенных людей
России.

Столкновение
Чацкого с Фамусовым неизбежно, потому что
старые аристократы не любят перемен, они
привыкли жить и доживать так, как им удобно.
Жизнь общества в этом смысле их мало
интересует.

Фамусов
сразу же почувствовал, что с приездом
Чацкого начнутся разные неприятности и
нарушения порядка, хотя еще не знал о его
взглядах. Молодое, сильное, цветущее начало
в человеке уже само по себе дает таким людям,
как Фамусов, повод для беспокойства. А что
уж говорить о реакции на смелые суждения
Чацкого.

Мир,
который Фамусов так старательно оберегает
от внешних влияний, представляет собой
сплошную ложь отношений и удручающую
безнравственность. Софья скрывает свои
поэтические чувства к Молчалину, боясь, что
их не поймут. А Молчалин в свою очередь
притворяется влюбленным.

На балах у
Фамусова царит дух чванства и высокомерия.
Князья Тугоуховские, например, глухи ко
всему на свете, кроме богатства и званий.

В
отношениях между гостями витает холод
осторожности и враждебности друг к другу.

Естественно,
Чацкий, попав в такое окружение, впал в
хандру и скуку. Даже влюбленность в Софью не
помогала ему сколько-нибудь взбодриться. Он
уезжает, но любовь к Софье я к родине все же
вновь возвращает его в Москву уже
энергичным, полным созидательных
стремлений. Но его ждут новые разочарования:
его энергия и благородные порывы никому не
нужны в фамусовской Москве. Любовь также
терпит крах: после разговора с Фамусовым у
Чацкого возникли подозрения, ЧТО он
мечтает отдать Софью за генерала Скалозуба.
Да Чац-1сий и сам, постепенно узнавая Софью,
разочаровывается в лей. Он замечает, что она
видит мир искаженным. Слыша, как восхищенно
она говорит о Молчалине, Чацкий убеждается,
что она вовсе не понимает его истинной сути.
Он спрашивает ее: “Но есть ли в нем та
страсть? То чувство? Пылкость та? Чтоб, кроме
вас, ему мир целый казался прах и суета?”
Затем добавляет: “А Скалозуб! Вот
загляденье!..”

Но Софья не
почувствовала в его словах ни
предосторожности, ни иронии. Она отвечает:
“Герой не моего романа”.

Чацкого
терзает мысль, как такая умная девушка
могла полюбить подлеца Молчалина,
корыстолюбца и подхалима:

С такими
чувствами, с такой душой Любим!

Обманщица,
смеялась надо мной!

В конце,
когда все окончательно раскрывается,
Чацкий признается сам себе, что горько
обманулся в Софье:

Зачем меня
надеждой завлекли?

Зачем мне
прямо не сказали,

Что все
прошедшее вы обратили в смех?..

...Вот я
пожертвован кому!

Но жертва
любви — не самая большая жертва в жизни
Чацкого. Его, с легкой руки Софьи обронившей:
“А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить.
Угодно ль на себя примерить”, — объявляют
сумасшедшим, и слух этот быстро
распространяется по Москве.


Смысл
комедии, по-моему, и в том, что Чацкий,
несмотря на свои поражения и нравственные
муки, не отступил от верности своим идеалам.

В доме
Фамусова он до конца выступает как
обличитель его обитателей, изо всех
сил цепляющихся за прошлое, пытающихся
остановить ход времени.

Похожие сочинения

  1. Содержание комедии «Горе от ума»
    «Горе от ума» — одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии, продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет. «Горе от ума» — плод патриотических...смотреть целиком
  2. Фамусовское общество
    Комедия "Гоу" была написана Г-довым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20ых годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по...смотреть целиком
  3. Чацкий и фамусовское общество в комедии «Горе от Ума»
    Комедия “Горе от ума” была написана в 1824 году. В этом произведении А. С. Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 года, отразил антикрепостнические...смотреть целиком
  4. СЮЖЕТ "ГОРЯ ОТ УМА" А.С. ГРИБОЕДОВА
    Искусство живого изображения у Грибоедова таково, что исследование его отодвинуло все остальные моменты. Исследованием сюжета "Горе от ума" занимались гораздо менее. Но сила и новизна "Горя от ума" была именно в том, что самый...смотреть целиком
  5. Поколение «отцов» в комедии Грибоедова «Горе от ума»  Новое!
    В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию «Горе от ума», которая является отражением острой политической борьбы, происходившей в 20-е годы XIX века между реакционерами-крепостниками и пока еще малочисленным, но уже появившимся прогрессивным дворянством,...смотреть целиком
  6. Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума". Чацкий и декабристы
    "Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном...смотреть целиком
  7. Речевые характеристики героев комедии "Горе от ума" Грибоедова А.С.
    Современники Грибоедова восхищались языком комедии «Горе от ума». Еще Пушкин писал, что половина стихов пьесы войдет в пословицу. Затем Н. К. Пиксанов отмечал своеобразный речевой колорит комедии Грибоедова, «живость языка разговорного», характеристическую...смотреть целиком