Хоть есть
охотники поподличить везде, Да нынче смех
страшит И держит стыд в узде.


А.
Грибоедов


Смысл
комедии “Горе от ума”, я полагаю, в показе
духа Москвы того времени, ее нравов. В
комедии разворачивается противоборство
двух сил: старого мира аристократов, не
желающего покидать сцену жизни, и нового
поколения прогрессивно настроенных людей
России.

Столкновение
Чацкого с Фамусовым неизбежно, потому что
старые аристократы не любят перемен, они
привыкли жить и доживать так, как им удобно.
Жизнь общества в этом смысле их мало
интересует.

Фамусов
сразу же почувствовал, что с приездом
Чацкого начнутся разные неприятности и
нарушения порядка, хотя еще не знал о его
взглядах. Молодое, сильное, цветущее начало
в человеке уже само по себе дает таким людям,
как Фамусов, повод для беспокойства. А что
уж говорить о реакции на смелые суждения
Чацкого.

Мир,
который Фамусов так старательно оберегает
от внешних влияний, представляет собой
сплошную ложь отношений и удручающую
безнравственность. Софья скрывает свои
поэтические чувства к Молчалину, боясь, что
их не поймут. А Молчалин в свою очередь
притворяется влюбленным.

На балах у
Фамусова царит дух чванства и высокомерия.
Князья Тугоуховские, например, глухи ко
всему на свете, кроме богатства и званий.

В
отношениях между гостями витает холод
осторожности и враждебности друг к другу.

Естественно,
Чацкий, попав в такое окружение, впал в
хандру и скуку. Даже влюбленность в Софью не
помогала ему сколько-нибудь взбодриться. Он
уезжает, но любовь к Софье я к родине все же
вновь возвращает его в Москву уже
энергичным, полным созидательных
стремлений. Но его ждут новые разочарования:
его энергия и благородные порывы никому не
нужны в фамусовской Москве. Любовь также
терпит крах: после разговора с Фамусовым у
Чацкого возникли подозрения, ЧТО он
мечтает отдать Софью за генерала Скалозуба.
Да Чац-1сий и сам, постепенно узнавая Софью,
разочаровывается в лей. Он замечает, что она
видит мир искаженным. Слыша, как восхищенно
она говорит о Молчалине, Чацкий убеждается,
что она вовсе не понимает его истинной сути.
Он спрашивает ее: “Но есть ли в нем та
страсть? То чувство? Пылкость та? Чтоб, кроме
вас, ему мир целый казался прах и суета?”
Затем добавляет: “А Скалозуб! Вот
загляденье!..”

Но Софья не
почувствовала в его словах ни
предосторожности, ни иронии. Она отвечает:
“Герой не моего романа”.

Чацкого
терзает мысль, как такая умная девушка
могла полюбить подлеца Молчалина,
корыстолюбца и подхалима:

С такими
чувствами, с такой душой Любим!

Обманщица,
смеялась надо мной!

В конце,
когда все окончательно раскрывается,
Чацкий признается сам себе, что горько
обманулся в Софье:

Зачем меня
надеждой завлекли?

Зачем мне
прямо не сказали,

Что все
прошедшее вы обратили в смех?..

...Вот я
пожертвован кому!

Но жертва
любви — не самая большая жертва в жизни
Чацкого. Его, с легкой руки Софьи обронившей:
“А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить.
Угодно ль на себя примерить”, — объявляют
сумасшедшим, и слух этот быстро
распространяется по Москве.


Смысл
комедии, по-моему, и в том, что Чацкий,
несмотря на свои поражения и нравственные
муки, не отступил от верности своим идеалам.

В доме
Фамусова он до конца выступает как
обличитель его обитателей, изо всех
сил цепляющихся за прошлое, пытающихся
остановить ход времени.