Александр Сергеевич Грибоедов — один из величай­ших умов своей эпохи, видный политический деятель, во­шедший в русскую литературу как автор одного произве­дения. Но свою пьесу он назвал «Горе от ума», уже в само название вынося острую, «не комедийную» проблему XIX века. Каждый автор дарует душу своему герою, проживая его путь, терзания, боль, победы, разочарования.

Грибоедов создал целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т. д. Они как бы вобрали в себя все негативные черты развития современного им общества.

Но всем этим героям в одиночку противостоит глав­ный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий — молодой, искренний, смелый до дерзости, активный, рвущийся к действию, готовый доказывать кому угодно справедливость собственного мнения.

Ум Чацкого сверкает в его пылких монологах, в его метких характеристиках, в каждой его реплике. Чац­кий — богатая и разносторонняя личность.

Пушкин говорил, что Чацкий не умен, так как он высказывает свои взгляды в фамусовской гостиной, где слово его не будет услышано. Может быть, где-то здесь происходит разрыв между Грибоедовым и героем его пье­сы. В пьесе Чацкий унижен и побежден, но от его появ­ления и до последней сцены пьесы ощущается сочувствие автора своему герою. Никогда Чацкий не будет объектом смеха для зрителя, он тот, чьим словам смеются. Он мо­жет вызывать сострадание, но не жалость, улыбку, но не насмешку. Даже в своих ошибках Александр Андрее­вич выше всех прочих лиц в пьесе, — и все это свидетель­ствует об уважении автора к своему герою.

По-моему, Грибоедов не идеализирует ни свое время, ни общество, ни тезку-героя, тактично предлагая со сто­роны взглянуть на коллизии жизни. Я хорошо помню монолог Чацкого «А судьи кто?», чтобы давать однознач­ную оценку произведениям мудрейших классиков и их бессмертным героям.