Молчалин и Чацкий. Два полюса в блистательной комедии Грибоедова. Рядом с пылким Чацким, страстным борцом и яростным обличителем, совсем незаметен бессловесный Молчалин. Поэтому, наверное, и читатели, и зрители уделяют ему не так много внимания. Но за невыразительной внешностью и серым мышлением скрывается целая жизненная философия, очень живучая и стойкая.
Задумаемся, что представляет собой Молчалин? Сочувствия или осуждения достоин он?
Вначале мы знакомимся с ним в основном благодаря характеристикам, данным ему другими персонажами пьесы.
Доволен им Фамусов, поручивший робкому, но верному помощнику выполнение своих несложных обязанностей.
Влюбленная Софья отмечает, что он
уступчив, скромен, тих,
В лицо ни тени беспокойства
И на душе поступков никаких.
Да и сам Молчалин говорит, что умеренность и аккуратность — его главные таланты.
И лишь однажды у Софьи с сожалением вырвется:
Конечно, нет в нем этого ума…
имея, вероятно, в виду блестящий и острый ум Чацкого.
Но как ошибалась она! Умен, очень умен незаметный Молчалин, но предпочитает до времени скрывать это. Ведь гораздо выгоднее носить маску, представляясь таким, каким его хотят видеть окружающие: нежно-покорным с Софьей, с Фамусовым угодливо-преданным, фальшиво-смиренным с Чацким, фамильярным с Лизонькой.
Кажется, что только со служанкой он полностью искренен, открывая свою жизненную позицию:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуго его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, во избежание зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
К чему гордость и чувство собственного достоинства таким, как Молчалин: угодничество — вот главное в его философии.
Но все его поведение свидетельствует о том, что он глубже характеристики, данной самому себе.
Он находчив и осторожен; старается скрыть от посторонних отношения с хозяйской дочерью, а неожиданно встретив Фамусова в неурочное время около комнаты Софьи, не теряется и мгновенно придумывает правдоподобное объяснение.
Беседа с Чацким показывает, что Молчалин ни во что не ставит умного гостя. Смиренно начав разговор, Молчалин вскоре переходит в наступление: он задает вопросы, осуждает, советует
Вам не дались чины, по службе неуспех? —
с иронией спрашивает он, А вот и совет:
Ну, право, чтобы вам в Москве служить И награжденья брать, и весело пожить?
Молчалин не только не влюблен — он даже не увлечен Софьей. Откровенно и беззастенчиво говорит он:
пойдем любовь делить плачевной нашей крали…
И позже на Лизин вопрос о возможной свадьбе хладнокровно отвечает:
Надежды много впереди,
Без свадьбы время проволочим.
Весь его ум, хитрость и изворотливость призваны служить одной цели — хорошо, мягко, сладко, устроиться в жизни.
И только катастрофа, происшедшая в конце пьесы, мешает осуществлению его планов. После сцены в сенях Молчалин не может оставаться прежним: маска сдернута, и все увидели его истинное лицо.
Но слишком удобен был прежний Молчалин для всех, даже для Софьи. И Чацкий верно подмечает:
Вы помиритесь с ним, по размышленьи трезвом.
Итак, поражение Молчалина, по всей видимости, временное. Его простят, И достижение жизненной цели станет ещё сладостней.
Молчалин — антитеза Чацкому. Но как верно сумел предвидеть Грибоедов в этих образах два пути, по которым пойдут люди: чацкие всегда будут выбирать борьбу и открытый бой, молчалины — смирение и покой.
Итак, нам некого жалеть: не жалкий, а хитрый и изворотливый, удивительно живучий тип перед нами. Оглянитесь вокруг. Разве среди окружающих вас людей нет современных молчалиных?!
Похожие сочинения
- Авторская позиция и средства ее выражения в комедии "Горе от ума"
Создание и существование комедии "Горе от ума" так же полно парадоксами, как и жизнь ее автора А.С. Грибоедова. Неизданная комедия стала известна "всей читающей России". Принятая сразу же, она тем не менее многими была до конца...
смотреть целиком - Чацкий и фамусовское общество в комедии «Горе от Ума»
Комедия “Горе от ума” была написана в 1824 году. В этом произведении А. С. Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 года, отразил антикрепостнические...
смотреть целиком - Роль Чацкого главная роль
В комедии Чацкий единственный представитель новых людей, но совершенно очевидно, что «Горе от ума» все пронизано идеологией декабризма: это и патриотическое воодушевление главного героя, и «крик негодования», по словам А. В. Луначарского, в защиту гонимого...
смотреть целиком - Сюжетная характеристика пьесы «Горе от ума»
Ранним утром служанка Лиза стучится в спальню к барышне. Софья откликается не сразу: она всю ночь беседовала со своим возлюбленным, секретарем отца Молчалиным, живущим в этом же доме.
Неслышно появившийся отец Софьи, Павел Афанасьевич Фамусов, заигрывает...
смотреть целиком - Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Пьеса “Горе от ума” была написана в тот период, когда в литературе развивался романтизм и реализм. Грибоедов — писатель, заложивший основы новаторства в русской драматургии XIX века.
Несмотря на жесткие требования классицистических канонов — наличие...
смотреть целиком - Что же представляет собой Фамусов
«Лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались в память так же твердо, как короли, валеты и дамы в картах, и у всех сложилось более или менее согласное понятие о всех лицах...», — так писал в критической статье «Мильон терзаний» И.А.Гончаров...
смотреть целиком - Жанровое своеобразие пьесы Грибоедова "Горе от ума" Новое!
Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным.
А. С. Пушкин
Создание русской оригинальной комедии было злободневной задачей в начале XIX века. Хотя комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" была единственной...
смотреть целиком