Многие писатели XIX века описывали балы в своих произведениях: Пушкин в "Евгении Онегине", Лермонтов в "Маскараде", Толстой в "Войне и мире". Именно на балах происходят судьбоносные для героев события. Был в комедии "Горе от ума" играет множество ролей. Он - кульминация произведения, декорация, атмосфера и образ века.
В композиции комедии, как и любого другого литературного произведения, присутствует своя экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Сцену бала я, не задумываясь, называю кульминацией. Это пик произведения. Это вершина, к которой действие двигалось с самого начала. После бала начинается спад напряженности сюжета.
Кроме того, атмосфера бала является подходящим фоном для действия. Комедия была рассчитана на человека того времени, для которого бал - обычное дело. Я считаю, что самая напряженная точка сюжета и должна иметь за собой обычную декорацию, упрощая тем самым процесс восприятия зрителями. Для современного человека бал предстает картиной того времени. Мы как будто заглядываем в аквариум с рыбками, где происходят все естественные процессыЕ XIX век "сохранен" в этом балу. Весь блистательный, сверкающий век сосредоточен в Горичах, Тугоуховских, Хряминых, Загорецких, Хлестовых и даже в слугах, не имеющих реплик. Кстати, все эти фамилии несколько неприятны на слух, и корни их носят негативный характер: тугой на уши, хлестать, хрюкать. И отдельно я бы хотела разобрать фамилии Горич и Загорецкий. Горич и "горечь" - омофоны, что и вызывает соответствующие ассоциации. Но также в этой фамилии можно выделить корень "гор", и тогда откроется смысл фамилии Загорецкий: за Горичами, прячущийся за ними. Тем более что все отрицательные характеристики: "Отъявленный мошенник, плут", "Лгунишка он, картежник, вор" - вложены им в уста.Все гости, собранные вместе, составляют собой образ светского общества. Наталья Дмитриевна, говорящая за своего мужа, графиня-внучка Хрюмина, вставляющая в речь французские фразы, княжны Тугоуховские, обсуждающие наряды - все они и есть те самые "мертвые души", которые будут потом у Гоголя. Увязшие в светских беседах, визитах, они растеряли все оригинальные мысли и настоящие чувства. В их обществе крепостников и льстецов не терпят инакомыслия. Он теперь могут только служить проводниками сплетен. Жестоких, кстати, сплетен. Узнав, что Чацкий якобы безумен, они не стараются помочь ему или хотя бы сделать вид, что не знают об этом. Они делают все возможное, чтобы вытеснить Чацкого, выбросить его за пределы круга: в то время, когда он произносит монолог в конце третьего действия, "все в вальсе кружатся с величайшим усердием".
А теперь попробуем представить, где могло бы проходить действие, если не на балу. Место это или атмосфера должна отвечать следующим требованиям: во-первых, там должны собраться люди из знати; во-вторых, все они должны иметь возможность свободно перемещаться на какое-то расстояние, чтобы можно было поговорить наедине; в-третьих, обстановка должны быть естественна для таких людей, как они; в-пятых, она должна располагать к светским беседам, сплетням. То есть это может быть только бал.
Итак, главная идея комедии раскрывается на балу, и в этом его значение. Смысл произведения очень хорошо сформулирован Владимиром Орловым: "Ев условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство. Интимная драма Чацкого разрастается, таким образом, в общественную драму целого поколения передовых людей декабристской эпохи".

Похожие сочинения

  1. Фамусов и жизненная философия "отцов" в комедии А.С.Грибоедова
    «Горе от ума» - оригинальная, высокохудожественная, общественно значимая, нравственно-социальная комедия. А.С.Грибоедов работал над своим главным произведением несколько лет. Окончательная редакция была завершена осенью 1824 года. В пьесе нашла свое...смотреть целиком
  2. СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА"
    "Драматического писателя должно судить по законам,им самим над собою признанным." (А. С. Пушкин) Границы жанра должны определяться задачей или целью, которую в своем произведении ставил перед собой автор. Отмечая жанровое своеобразие комедии Грибоедова,...смотреть целиком
  3. Поколение "отцов" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
    У А.С. Пушкина есть замечательное высказывание: «Грибоедов сделал все. Он написал «Горе от ума». Так лаконично, четко, емко и необыкновенно точно о комедии не говорил никто. Что же имел в виду А.С. Пушкин под словами «сделал все»? Я считаю, что, кроме...смотреть целиком
  4. В чем смысл "открытого" финала комедии А С Грибоедова "Горе от ума"
    В те годы, когда А.С.Грибоедов создает свою комедию, в русском обществе уже четко наметился разрыв между образованной частью общества, думающей и ищущей, стремя щейся к коренным изменениям в русской жизни, и властью. Война 1812 года, вызвавшая общий...смотреть целиком
  5. Характер основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума"
    Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив...смотреть целиком
  6. Фамусов 2
    П.А.Ф.- одно из главных действующих лиц комедии,представи тель лагеря крепостников.Ф- дворянин,помещик,живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте.Он известный человек в кругу московского барства.Об этом говорит его фамилия(фама- с греческого"молва").Грибоедов...смотреть целиком
  7. Молчалин как нарицательный образ подлости и лакейства
    Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от фамусовского общества. С детства Молчалина учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Выполнение...смотреть целиком