В 1791 году после выхода в свет революционной книги А. Н. Радищева, начало печататься описание путешествия другого автора, которое сыграло роль очень важную, но совсем иную в развитии русской литературы. Это были \"Письма русского путешественника\" молодого писателя Николая Михайловича Карамзина.
Карамзин, хотя и был значительно моложе Радищева, принадлежал к той же эпохе русской жизни и литературы. Обоих глубоко волновали одни и те же события современности. Оба были писателями-новаторами. Оба стремились свести литературу с отвлеченно-мифологических высот классицизма, изобразить реальную русскую жизнь. Однако по своему мировоззрению они резко отличались друг от друга, непохожа, а во многом и противоположна была оценка действительности, поэтому столь различно и все их творчество.
Сын небогатого сибирского помещика, воспитанник иностранных пансионов, недолгое время офицер столичного полка, Карамзин нашел свое истинное призвание, лишь выйдя в отставку и сблизившись с основателем \"Типографической компании\" Н. И. Новиковым и его кружком. Под руководством Новикова участвует в создании первого в нашей стране детского журнала \"Детское чтение для сердца и разума\".
В 1789 году Карамзин путешествует по странам Западной Европы. Поездка и послужила ему материалом для \"Писем русского путешественника\". В русской литературе еще не было книги, которая так живо и содержательно рассказывала о быте и нравах европейских народов, о западной культуре. Карамзин описывает свои знакомства и встречи с выдающимися деятелями европейской науки и литературы; восторженно рассказывает, о посещении сокровищ мирового искусства.
Своего рода откровениями для русских читателей были встречающиеся в \"Письмах русского путешественника\" настроения \"чувствительного путешественника\". Особую чуткость сердца, \"чувствительность\" (сентиментальность) Карамзин считал основным качеством, необходимым для писателя. В заключительных словах \"Писем...\" он как бы намечал программу своей последующей литературной деятельности.


Чувствительность Карамзина, напуганного французской революцией, которую он ощущал как предвестие \"всемирного мятежа\", в конечном счете уводила его от русской действительности в мир воображения.
Вернувшись на Родину, Карамзин приступил к изучению \"Московского журнала\". Помимо \"Писем русского путешественника\" в нем были опубликованы его повести из русской жизни - \"Бедная Ли за\" (1792), \"Наталья, боярская дочь\" и очерк \"Флор Силин\". В этих произведениях с наибольшей силой выразились основные черты сентиментального Карамзина и его школы.
Очень важное значение имело творчество Карамзина для развития литературного языка, разговорного языка, книжной речи. Он стремился создать один язык для книг и для общества. Он освободил литературный язык от славянизмов, создал и ввел в употребление большое число новых слов, таких, как \"будущность\", \"промышленность\", \"общественность\", \"влюбленность\".
В начале XIX века, когда за языковую реформу Карамзина боролась литературная молодежь - Жуковский, Батюшков, Пушкин-лицеист, сам он все больше отходил от художественной литературы.
В 1803 году, по его собственным словам, Карамзин \"постригается в историки\". Последние двадцать с лишним лет своей жизни он посвятил грандиозному труду - созданию \"Истории Государства Российского\". Смерть застала его за работой над двенадцатым томом \"Истории...\", рассказывающим об эпохе \"смутного времени\".