Большой заслугой Куприна как писателя было введение в русскую литературу
конца XIX – начала XX века темы, которая до него в течение почти двух
десятилетий не привлекала внимания ни одного сколько-нибудь интересного
художника. Тема эта – жизнь армии. Куприн был единственным из крупных
писателей-реалистов начала XX века, который не только обратился к этой
теме, но и создал на её основе широкие и содержательные картины жизни. Куприн создавал свои произведения необыкновенно оптимистическими, и в
тоже время они были буквально пропитаны неиссякаемой верой в человека. Куприн не относился к писателям, склонным к теоретизированию, к
обобщению личного творческого опыта, тем не менее он в зрелые годы
выработал для себя ряд непреложных эстетических принципов, которыми и
руководствовался до конца своей литературной деятельности.

Это «Десять заповедей», соблюдение которых Куприн считал обязательным
для писателя-реалиста. Эти десять заповедей были сформулированы Куприным
во время встречи с начинающим автором вскоре после появления «Поединка»,
то есть в 1905 году. Вот эти «десять заповедей»:

«Первое. Если хочешь что-нибудь изобразить… сначала представь себе это
совершенно ясно: цвет, запах, вкус, положение фигуры, выражение лица.
Никогда не пиши: «какой-то странный цвет» или «он как-то неловко
вскрикнул». Опиши цвет совершенно точно, как ты его видишь. Изобрази позу
или голос совершенно отчётливо, чтобы их точно так же отчётливо видел и
слышал читатель. Найди образные, незатасканные слова, лучше всего
неожиданные (у самого Куприна: «девушка пахла молоком и арбузом». –
В.А.). Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть
сам, отложи перо…

Второе. В описаниях помни, что так называемые «картины природы» в
рассказе видит действующее лицо: ребёнок, старик, солдат, сапожник.
Каждый из них видит по-своему. Не пиши: «мальчик в страхе убежал, а в это
время огонь полыхнул из окна и синими струйками побежал по крыше».

Кто видел? Мальчик видит пожар так, а пожарный иначе. Если описываешь от
своего лица, покажи это своё лицо, свой темперамент, настроение,
обстоятельства жизни. Словом, ничего «внешнего», что не было бы пропущено
«сквозь призму» твоей индивидуальной души или кого-нибудь другого. Мы не
знаем «природы» самой по себе, без человека.

Третье. Изгони шаблонные выражения: «С быстротой молнии мысль промчалась
в его голове…», «Он прижался лбом к холодному стеклу…», «Пожал
плечами…»,»Улица прямая, как стрела…», «Мороз пробежал по спине»,
«Захватило дыхание», «Пришёл в бешенство…». Даже не пиши: «поцеловал», а
изобрази самый поцелуй. Не пиши: «заплакал», а покажи те изменения в
лице, в действиях, которые рисуют нам зрелище «плаканья». Всегда
живописуй, а не веди полицейского протокола.

Четвёртое. Красочные сравнения должны быть точны. Улица не должна у тебя
«смеяться». Изображай гром, как Чехов, - словно кто прошёлся босыми
ногами по крыше. Полная и нетрудная наглядность. Ничего вычурного.

Пятое. Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв,







построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят. Живописуй образ
речью самого говорящего. Это одна из важнейших красот… для уха.

Шестое. Не бойся старых сюжетов, но подх

Похожие сочинения

  1. "Горечь" и "сладость" человеческой жизни в изображении И. Бунина и А. Куприна.
    И. Бунин и А. Куприн жили и творили в непростые для России времена. Может быть, поэтому так своеобразны их взгляды на жизнь. Постараемся разобраться, в чём писатели видят горечь и сладость человеческой жизни. "Я хочу говорить о печали" -...смотреть целиком
  2. Основные темы и идеи произведений А. И. Куприна
    В мировой литературе вообще, а в русской литературе особенно, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает большое место. Личность и среда, индивидуум и общество – об этом размышляли многие русские писатели XIX века. Плоды этих размышлений...смотреть целиком
  3. "Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире"
    Молчать и гибнуть... Но милей, Чем жизнь, волшебные оковы! Николай Ленау Александра Ивановича Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с неменьшим основанием можно назвать певцом возвышенной любви. Перелистывая страницы...смотреть целиком
  4. «Пролетарская весна» в произведениях Куприна
    В ряде произведений и прежде всего и рассказе «Гамбринус» (1906) запечатлена революция, ее «выпрямляющая» атмосфера. За Куприным устанавливается постоянный полицейский надзор. Как никогда, высока общественная активность писателя: он выступает на вечерах...смотреть целиком
  5. Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере одного произведения).
    У любви каждого человека есть свой свет, своя печаль, свое счастье, свое благоухание. Любимые герои А. И. Куприна стремятся к любви и красоте, но обрести прекрасное в жизни, где царят пошлость и духовное рабство, они не могут. Многие из них не находят...смотреть целиком
  6. Творческий путь писателя
    Александр Иванович Куприн — выдающийся русский писатель, вошедший в классическую литературу со своей темой. Его неповторимый голос нельзя спутать ни с каким другим. Куприн любит жизнь во всех ее проявлениях, он восхищен способностью человека любить....смотреть целиком
  7. Особенности творчества Куприна  Новое!
    Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз работке этой сложной...смотреть целиком