Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в небольшом городке Наровчат в Пензенской губернии в семье потомственного дворянина, мелкого чиновника Ивана Ивановича Куприна. Отца своего Куприн не помнил, он умер от холеры в 1872 г. Овдовевшая мать - Любовь Алексеевна Куприна, врожденная княжна Куланчакова - в 1874 г., оставшись без средств к существованию, была вынуждена с тремя детьми покинуть Наровчат и поселиться в Москве.

Старшую дочурку ей удалось устроить в Петербургский женский пансион, а среднюю - в Московский сиротский. Любовь Алексеевна присматривала за больными. Сначала Саша жил вместе с матерью. Однако, в 1876 году из-за трудного материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик одел первую в своей жизни форму - парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов кумачовой лентой. В 1880 году он сдал вступительные экзамены в Московскую военную гимназию, позднее переименованную в кадетский корпус. Юный Куприн мечтал стать отважным офицером, совершить подвиги и заслужить боевые ордена. Закончив кадетский корпус, осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве. Годы обучения в юнкерском училище для Александра Куприна были временами военной романтики и бесшабашного общества, временами первой любви и первой, не совсем удачной, публикации.

В 1889 году в журнале «Русский сатирический листок» был опубликован рассказ Куприна. Первый вкус Московской военной славы, первый гонорар и двое суток гимназийного ареста за «небрежное изучение устава внутренней службы», поскольку юнкеры не имели права печатать свои произведения без разрешения начальства. После окончания училища А. И. Куприн четыре года служил подпоручиком 46-го Днепровского пехотного полка. Прожитое и увиденное за годы службы в полку стало основанием для написания одного из главных произведений писателя - повести «Поединок». В 1893 году молодой подпоручик заканчивает повесть \"Впотьмах\", рассказ \"Лунной ночью\" и \"Дознание\", но не придает этому особого значения.

«Писателем я стал случайно», - позднее скажет Куприн. Военная карьера Александра Куприна закончилась в 1894 году, причиной стало столкновение на пути в Петербург с околоточным надзирателем (полицейским), грубая назойливость которого закончилась для него вынужденным купанием в Днепре. О событии доложили, и приказом командующего войсками Киевского округа Куприн не был допущен к сдаче экзаменов в Николаевскую академию Генерального штаба. Он подолгу лежал на кровати в своей, описанной в \"Поединке», каморке, размышляя о том, что военные - это самое несчастное сословие. Что поручик, капитан, генерал может быть кем угодно: смельчаком, трусом, негодяем, вором, пьяницей, честным и порядочным человеком - но счастливым никогда. Только выйдя в отставку, Куприн находит долгожданную свободу, однако бывший офицер не готов к свободной жизни.

Поселившись в Киеве, не имея определенной гражданской профессии, он пробует себя в разных сферах деятельности - работает грузчиком, кладовщиком, лесным объездчиком, землемером, корректором. Потом Александр Куприн устроился репортером в газету - судебная и полицейская хроника, писание фельетонов - главная литературная школа Куприна. Основной творческий расцвет Куприна, относится к рубежу 19 и 20 столетий. В эти годы автором созданы наиболее значительные произведения.

В 1902 году писатель вступает в брак с дочерью издателя журнала «Мир Божий» - Давыдовой Марией Карловной. Некоторое время он деятельно сотрудничает в \"Мири Божьем\" и как редактор, а также печатает там ряд своих произведений: \"В цирке\", \"Болото\". В 1903 году выходит первый сборник рассказов писателя. После поездки в 1907 году в Финляндию она вступает в брак вторично, женившись на племяннице Д. Н. Мамина-Сибиряка, Елизавете Морицовне Гейнрих. На протяжении первого десятилетия 1900-х годов талант Куприна достигает высочайшего расцвета. В 1909 году писатель получил за три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию, поделив ее с И. А. Буниным. В 1912 году в издательстве Л. Ф. Маркса выходит собрание его произведений в дополнении к популярному журналу \"Нина\".

Во время Первой мировой войны писатель организовал на личные средства в своем доме в Гатчине военный госпиталь, присматривала за раненными его вторая жена. Сам Куприн отправляется на фронт, но в скором времени его демобилизовали за состоянию здоровья. Февральскую революцию Александр Куприн принял с увлечением интеллигента, но к большевистскому перевороту отнесся настороженно. Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочническим настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907-11), рассказы о животных, рассказы «Суламиф», «Гранатовый браслет» (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала столетия. После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, «красный террор», он ощутил страх за судьбу русской культуры.

Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малопродуктивным периодом. Только в 1927 году выходит сборник Куприна \"Новые повести и рассказы\". Вслед за этим сборником появляются книги \"Купол св. Исаакия Далматского \"(1928) и \" Елань \"(1929). Рассказы, которые публиковались в газете \"Возрождение\" в 1929-1933 годах, входят в сборники \"Колесо времени\" (1930) и \"Жанетта\" (1932-1933). С 1928 гола Куприн печатает разделы из романа \"Юнкера\", который вышел отдельным изданием в 1933 году.

Все эти годы на чужбине А. И. Куприн очень грустил за Родиной, по русской природе, по живому русскому языку. Писатель твердо решил вернуться в Россию. Весной 1937 года его мечта, в конце концов, сбылась. И уже 31 мая 1937 Москва встретила писателя. Вся страна немедленно же узнала о его приезде. Однако это уже был совсем не тот Куприн, которым его помнили современники. Выехал он крепким и сильным, а вернулся совсем больным, беспомощным. Тем не менее, Куприн надеется написать о новой России. Он поселяется в Голицинском Доме творчества писателей, где его посещают старые друзья, журналисты и просто почитатели его таланта.

Последние дни - зиму и лето 1938 года - Куприн провел в Ленинграде и Гатчине. Тяжелая болезнь (рак) помешала Куприну восстановить творческую работу. 25 августа 1938 года Александр Иванович Куприн умер

Похожие сочинения

  1. Александр Иванович Куприн (1870-1938 гг.)
    А.И. Куприн в лучших своих произведениях отразил атмосферу назревавших в стране революционных событий. В его яркой, самобытной прозе отразилось бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX начала XX столетия.- Продолжая демократические...смотреть целиком
  2. Краткие хроники творчества Александра Ивановича Куприна
    А. И. Куприн в лучших своих произведениях отразил атмосферу назревавших в стране революционных событий. В его яркой, самобытной прозе отразилось бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX начала XX столетия.- Продолжая демократические...смотреть целиком
  3. Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба)
    XX век подарил нам немало замечательных писателей. Им выпало жить в “минуты роковые” российской истории, в эпоху социальных потрясений. Это было время, когда надежды на обновление мира соединялись с тревогой и настороженным отношением к неизбежным переменам...смотреть целиком
  4. Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна
    И. А. Бунин и А. И. Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших – это тема любви. Конечно же, авторы по-разному описывают это светлое чувство, находят его новые грани и проявления, но мы можем найти и общие...смотреть целиком
  5. Тема любви в прозе Куприна
    А. И. Куприн — мастер художественного слова — по­дарил миру прекрасные произведения о непреходящих человеческих ценностях. Невозможно обойти такие произведения, как «Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет», в которых звучит тема возвышенной любви и...смотреть целиком
  6. Духовная связь Куприна с его литературным героем
    Известно, что в героях литературных произведений всегда присутствуют некоторые черты характера самих писателей. В уста иных героев писатели вкладывают свои наболевшие мысли. Но личность писателя остается скрытой для постороннего взгляда. Поэтому можно...смотреть целиком
  7. Идейно-художественное своеобразие повести  Новое!
    Идейно-художественное своеобразие повести Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного...смотреть целиком