Ничипоров И. Б. Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника. Вскоре после смерти мужа, Ивана Ивановича Куприна, мать будущего писателя Любовь Алексеевна (урожденная княжна Кулунчакова) переезжает с сыном и двумя дочерьми в Москву. С 1876 по 1880 гг. Куприн воспитывался в Разумовском пансионе (сиротское училище), а в 1880 г. становится учеником 2-й Московской военной гимназии. Еще с 1877 г. он начинает писать стихи, а в гимназические годы занимается также переводами французских и немецких поэтов. В декабре 1889 г. в журнале \"Русский сатирический листок\" был напечатан его первый рассказ \"Последний дебют\". В 1890 г. Куприн в чине подпоручика окончил Александровское юнкерское училище в Москве и следующие четыре года посвятил военной службе в составе 46-го пехотного Днепровского полка, который дислоцировался в небольших городках Подольской губернии (Проскуров, Гусятин и др.). Впоследствии армейская тема займет видное место в творчестве писателя.

В 1894 г. Куприн в чине поручика выходит в отставку и приезжает в Киев, где сотрудничает в газетах \"Киевское слово\", \"Киевлянин\". Как будет вспоминать он позднее, в эти и последующие годы ему пришлось сменить множество разнообразных профессий: грузчика, рабочего кузнечного цеха, землемера, провинциального артиста, газетного репортера и др. Этот жизненный опыт решающим образом повлиял на художественную картину мира уже ранней купринской прозы, для которой характерна экстенсивность в освоении самых разных социальных уровней русской жизни, психологии героев различных профессиональных призваний – от служителей искусства до военных и артельных рабочих. Первую писательскую известность принес Куприну основанный на материале армейской жизни рассказ \"Дознание\" (1894), где через незначительный бытовой эпизод кражи рядовым татарином \"пары голенищ и тридцати семи копеек деньгами\"[1] автору удалось не только психологически емко запечатлеть отупляющее воздействие нравов солдатской и офицерской среды, но и вывести мыслящего героя, тяготящегося формализованным духом этой среды и противопоставляющего ему возможность невербального, искреннего человеческого контакта (образ подпоручика Козловского). Данная тематическая линия получит развитие в таких ранних рассказах Куприна, как \"Куст сирени\" (1894), \"Ночлег\" (1895), \"Прапорщик армейский\" (1897), \"Поход\" (1901). В этот же период, восхищаясь стихийными, страстными натурами героев книг К.Гамсуна, Р.Киплинга, Д.Лондона, Куприн обращается к темам любви, красоты, к постижению тайны женской души – в рассказах \"Страстная минута\" (1895), \"Лолли\" (1895), \"Allez!\" (1897), \"Погибшая сила\" (1900), \"Сентиментальный роман\" (1901) и др. В этом ряду особенно выделяется написанная под впечатлением от поездки в Полесье повесть \"Олеся\" (1898), где Куприн, с опорой на опыт Л.Толстого – автора \"Казаков\", развивает классическую для отечественной литературы тему \"русский человек на rendez-vous\" и воплощает самобытную трактовку идеала гармоничного в своей первородной красоте \"естественного\" человека, утверждая возвышенно-романтическую концепцию любви, которая преодолевает узкие пределы бытовых форм повседневной жизни.

В 1896 г. Куприн работает корреспондентом на сталелитейном заводе Донбасса. Творческим отражением этих впечатлений стала повесть \"Молох\" (1896), в центр которой выдвигается \"страшная и захватывающая картина\" труда тысяч людей, отдающих свои силы, здоровье, внутреннюю свободу \"за один только шаг вперед промышленного прогресса\". На фоне \"удвоенной\" интенсивности внешней деятельности (\"двадцать лет человеческой жизни в сутки\") здесь – в отношениях инженера Боброва с сослуживцами, в любовной драме главного героя, в его попытке бунта против Молоха – раскрывается крайняя степень упрощения личности в эпоху машинного \"бума\", намечаются предвестия социальных катаклизмов.