Ничипоров И. Б. Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника. Вскоре после смерти мужа, Ивана Ивановича Куприна, мать будущего писателя Любовь Алексеевна (урожденная княжна Кулунчакова) переезжает с сыном и двумя дочерьми в Москву. С 1876 по 1880 гг. Куприн воспитывался в Разумовском пансионе (сиротское училище), а в 1880 г. становится учеником 2-й Московской военной гимназии. Еще с 1877 г. он начинает писать стихи, а в гимназические годы занимается также переводами французских и немецких поэтов. В декабре 1889 г. в журнале \"Русский сатирический листок\" был напечатан его первый рассказ \"Последний дебют\". В 1890 г. Куприн в чине подпоручика окончил Александровское юнкерское училище в Москве и следующие четыре года посвятил военной службе в составе 46-го пехотного Днепровского полка, который дислоцировался в небольших городках Подольской губернии (Проскуров, Гусятин и др.). Впоследствии армейская тема займет видное место в творчестве писателя.

В 1894 г. Куприн в чине поручика выходит в отставку и приезжает в Киев, где сотрудничает в газетах \"Киевское слово\", \"Киевлянин\". Как будет вспоминать он позднее, в эти и последующие годы ему пришлось сменить множество разнообразных профессий: грузчика, рабочего кузнечного цеха, землемера, провинциального артиста, газетного репортера и др. Этот жизненный опыт решающим образом повлиял на художественную картину мира уже ранней купринской прозы, для которой характерна экстенсивность в освоении самых разных социальных уровней русской жизни, психологии героев различных профессиональных призваний – от служителей искусства до военных и артельных рабочих. Первую писательскую известность принес Куприну основанный на материале армейской жизни рассказ \"Дознание\" (1894), где через незначительный бытовой эпизод кражи рядовым татарином \"пары голенищ и тридцати семи копеек деньгами\"[1] автору удалось не только психологически емко запечатлеть отупляющее воздействие нравов солдатской и офицерской среды, но и вывести мыслящего героя, тяготящегося формализованным духом этой среды и противопоставляющего ему возможность невербального, искреннего человеческого контакта (образ подпоручика Козловского). Данная тематическая линия получит развитие в таких ранних рассказах Куприна, как \"Куст сирени\" (1894), \"Ночлег\" (1895), \"Прапорщик армейский\" (1897), \"Поход\" (1901). В этот же период, восхищаясь стихийными, страстными натурами героев книг К.Гамсуна, Р.Киплинга, Д.Лондона, Куприн обращается к темам любви, красоты, к постижению тайны женской души – в рассказах \"Страстная минута\" (1895), \"Лолли\" (1895), \"Allez!\" (1897), \"Погибшая сила\" (1900), \"Сентиментальный роман\" (1901) и др. В этом ряду особенно выделяется написанная под впечатлением от поездки в Полесье повесть \"Олеся\" (1898), где Куприн, с опорой на опыт Л.Толстого – автора \"Казаков\", развивает классическую для отечественной литературы тему \"русский человек на rendez-vous\" и воплощает самобытную трактовку идеала гармоничного в своей первородной красоте \"естественного\" человека, утверждая возвышенно-романтическую концепцию любви, которая преодолевает узкие пределы бытовых форм повседневной жизни.

В 1896 г. Куприн работает корреспондентом на сталелитейном заводе Донбасса. Творческим отражением этих впечатлений стала повесть \"Молох\" (1896), в центр которой выдвигается \"страшная и захватывающая картина\" труда тысяч людей, отдающих свои силы, здоровье, внутреннюю свободу \"за один только шаг вперед промышленного прогресса\". На фоне \"удвоенной\" интенсивности внешней деятельности (\"двадцать лет человеческой жизни в сутки\") здесь – в отношениях инженера Боброва с сослуживцами, в любовной драме главного героя, в его попытке бунта против Молоха – раскрывается крайняя степень упрощения личности в эпоху машинного \"бума\", намечаются предвестия социальных катаклизмов.

Похожие сочинения

  1. ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. КУПРИНА
    Творчество А. И. Куприна - одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX века. Оно привлекает читателей прежде всего глубоким и многосторонним интересом к человеческой личности. А. И. Куприн - писатель демократический в самом высоком смысле...смотреть целиком
  2. «Пролетарская весна» в произведениях Куприна
    В ряде произведений и прежде всего и рассказе «Гамбринус» (1906) запечатлена революция, ее «выпрямляющая» атмосфера. За Куприным устанавливается постоянный полицейский надзор. Как никогда, высока общественная активность писателя: он выступает на вечерах...смотреть целиком
  3. Обзор творчества А. И. Куприна
    Александр Иванович Куприн — честный и самоотверженный художник, патриот России. В своих критических произведениях писатель старался показать “язвы” современного общества для быстрейшего их лечения. Повесть “Поединок”, напечатанная в 1905 году, в разгар...смотреть целиком
  4. Творческий путь писателя
    Александр Иванович Куприн — выдающийся русский писатель, вошедший в классическую литературу со своей темой. Его неповторимый голос нельзя спутать ни с каким другим. Куприн любит жизнь во всех ее проявлениях, он восхищен способностью человека любить....смотреть целиком
  5. Куприн пишет о любви с присущим ему высоким художественным вкусом, тонким
    Александра Ивановича Куприна мы знаем как признанного мастера короткого рассказа, автора замечательных повестей. В них он создал широкую многоплановую картину русской жизни конца XIX — начала XX века. «Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества...смотреть целиком
  6. Анализ творчества А. Куприна на примерах его рассказов
    Молодые прозаики сразу освоили особый тип повествований, небольших, с предельно упрощенной сюжетной основой, раскрывающих не события, отношения, а какое-то состояние человеческой души. Даже там, где речь шла о социально-конкретной ситуации, главным оказывалось...смотреть целиком
  7. Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере одного произведения).
    У любви каждого человека есть свой свет, своя печаль, свое счастье, свое благоухание. Любимые герои А. И. Куприна стремятся к любви и красоте, но обрести прекрасное в жизни, где царят пошлость и духовное рабство, они не могут. Многие из них не находят...смотреть целиком